Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Ошибки в таможенной декларации теперь можно исправить

С появлением у предпринимателей возможности исправить ошибку в таможенной декларации без последствий значительно упростится ведение внешнеэкономической деятельности предприятий. В целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки отечественных экспортеров на внешнем рынке, повышения доли российского экспорта разработана система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая помимо использования торгово-экономических и финансовых инструментов и информационно-консультационную поддержку.

Безусловно, к мерам такой поддержки можно отнести и вступление в силу проекта ФЗ «О внесении изменений в статью 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В административном законодательстве РФ предусматриваются специальные критерии освобождения от административной ответственности за недостоверное декларирование в случае самостоятельного выявления декларантом либо таможенным представителем нарушений, допущенных при таможенном декларировании.

Какие же возможности открываются перед экспортно ориентированными предприятиями и какие шаги должны ими предприниматься при допущении ошибок в таможенной декларации? Привлеченный эксперт ТПП РФ, юрист таможенного холдинга «Группа ТАРГО» кандидат юридических наук Николай Зарубин рассказал о законодательном новшестве:

– Фактически возможность исправить ошибку в декларации без последствий является прорывным решением в таможенном законодательстве.

Случайные ошибки в таможенных декларациях не только досадны, но и весьма дорого обходятся предпринимателям.

И можно только приветствовать намерение властей законодательно облегчить участь тех, кто ошибся невольно.

Под недостоверным таможенным декларированием законодательство (ч. 2, 3 ст. 16.2 КоАП России) подразумевает заявление недостоверных сведений о товарах, если они могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера либо заявление при декларировании недостоверных сведений, предоставление недействительных документов, если они могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.

Для большинства участников ВЭД процесс совершения таможенных операций очень сложен и, к сожалению, ошибки здесь нередки. Декларант может, конечно, обратиться в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в декларацию.

Но стоит отметить, что в действующем законодательстве отсутствуют положения, которые позволили бы освободить его от административной ответственности за недостоверное декларирование.

Новый законопроект предусматривает именно такую возможность. Что же участник ВЭД должен сделать, чтобы законно избежать ответственности?

Участнику ВЭД необходимо добровольно предоставить обращение о внесении изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров с приложением необходимых документов.

В законопроекте предусматривается ряд условий, ограничивающий возможность освободиться от административной ответственности.

Условие первое: обращение декларанта должно поступить в таможенный орган до того, как данный орган получит сведения об административном правонарушении самостоятельно, а также до того, как таможенный орган уведомит декларанта о проведении контроля после выпуска товаров или до того, как таможенный орган приступил к проведению такого контроля без уведомления. Это условие, устанавливающее обязанность декларанта предоставить в таможенный орган заявление об изменении декларации до того, как таможенный орган выявит недостоверные сведения или предпримет действия, направленные на их выявление, представляется и справедливым, и разумным. Иначе недобросовестные участники ВЭД могли бы легко избегать административной ответственности.

Условие второе: сумма неуплаченных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, сведения о которых недостоверно заявлены, не должна превышать одного процента от суммы платежей, уплаченных за такие товары. Согласно этому условию ограничивается освобождение от ответственности только за те невольные нарушения, размер ущерба от которых сравнительно невелик. Но установление размера в сумме одного процента от уплаченных таможенных платежей представляется не совсем верным. Во-первых, непонятно, чем обосновывается такая сумма. Во-вторых, размер чрезвычайно невелик и лишает очень большое количество участников ВЭД возможности воспользоваться правом на освобождение от административной ответственности. Если речь идет о добросовестных участниках ВЭД, допустивших случайную ошибку, то больший размер недоплаченных платежей не делает ошибку преднамеренной.

Условие третье: на момент обращения в таможенный орган о внесении изменений в декларацию на товары у декларанта должна отсутствовать задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пени. Третье условие, несомненно, может служить дополнительным индикатором добросовестности участника ВЭД, но в целом наличие задолженности по платежам юридически никак не связано с конкретным административным правонарушением, условия для освобождения от ответственности за которое устанавливает законодатель.

Отмечу и еще один нюанс, на который следует обратить внимание. В законопроекте отсутствуют нормы, направленные на освобождение от административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ – недостоверное декларирование, повлекшее за собой неприменение установленных законодательством запретов и ограничений. Но декларант может ошибиться не только в сведениях, влияющих на таможенные платежи, но и в тех сведениях, которые могут повлиять на применение запретов и ограничений!

Суть данных правонарушений схожа между собой, и представляется логичным предусмотреть также схожие основания освобождения от административной ответственности как за одно, так и за другое правонарушение.

Таким образом, напрашиваются два вывода.

Первый вывод. Подобные изменения будут способствовать либерализации законодательства об административной ответственности за нарушение таможенных правил и соответственно упростят внешнеэкономическую деятельность в целом и таможенные операции в частности.

Второй. Представляется актуальным учесть мнение как представителей власти, так и бизнес-сообщества относительно того, что размер неуплаты не должен превышать одного процента от суммы платежей. Этот размер может быть определен только опытным путем, и опыт профессионалов таможенной сферы может оказаться здесь незаменимым.

Источник: ТПП-Информ