Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

«Уралкалий» готов к потере

«Уралкалий» не исключает затопления аварийного рудника. Если спасти его не удастся, компания спишет $1 млрд и снизит производство на 16,7% до 10,2 млн т.

«Уралкалий» впервые разъяснил, как потеря рудника «Соликамск-2» отразится на его деятельности. В этом случае его производство в 2015 г. снизится на 16,7% до 10,2 млн т (план на 2014 г. — 12 млн т), а мощности сократятся на 15,4% до 11 млн т, говорится в презентации компании по итогам работы за девять месяцев. Мощность «Соликамска-2» — 2,3 млн т.

Списания из-за потери рудника могут составить максимум $1 млрд, сказал заместитель гендиректора «Уралкалия» Антон Вищаненко на телеконференции в четверг: большая часть — это запасы, плюс техника. «Более точно сумма будет понятна весной, когда станет ясно, увеличится ли приток рассолов, что будет связано с весенним паводком», — добавил представитель «Уралкалия». Компания будет делать все возможное, чтобы спасти рудник, заверил гендиректор «Уралкалия» Дмитрий Осипов.

18 ноября в руднике было зафиксировано увеличение притока рассола, он достигал 6000-7000 куб. м в час. Сейчас, по словам Осипова, приток рассола — 700-800 куб. м и он стабилен. Компания не сможет его откачивать, если он увеличится до 1000 куб. м в час, отметил Осипов. «Ученые считают, что вероятность затопления рудника остается высокой», — сказал представитель компании.

Ростехнадзор считает, что причиной аварии могло стать землетрясение, случившееся в 1995 г. на рудном поле «Соликамска-2», но окончательных выводов пока нет.

В новейшей истории «Уралкалий» терял рудник в 2007 г.: в 2006 г. началось подтопление Березниковского рудника № 1, а в 2007 г. на его месте образовался провал. Созданная в 2008 г. комиссия по расследованию причин аварии предупреждала, что с «Уралкалия» может быть взыскана стоимость затопленных запасов в размере 84,6 млрд руб. Но этого так и не произошло.

При наихудшем сценарии «Уралкалий» может лишиться лидерства и стать лишь третьим производителем калия в мире. План главного конкурента российской компании, канадской Potash Corp., на 2015 г. — увеличить мощности с 12,4 млн до 15 млн т. По словам одного из участников телеконференции «Уралкалия», план «Беларуськалия» на 2015 г. — 10,3 млн т.

Впрочем, «Уралкалий» готовит план по увеличению производства без «Соликамска-2». Вищаненко рассказал, что компания может завершить бурение шахты на «Соликамске-3» (сейчас это второй по величине рудник после «Березников-3», его мощность — 2,7 млн т). Также «Уралкалий» может ускорить разработку Усть-Яйвинского участка (сейчас его запуск планируется на 2020 г.).

Пока же «Уралкалий» рискует потерять долю рынка, которая в первом полугодии была 23%. Компания перенесла срок заключения контракта с китайскими покупателями на январь 2015 г., рассказал заместитель гендиректора компании Олег Петров. Причина задержки, по его словам, — демпинговые поставки «Беларуськалия» китайцам. «Если БКК [Белорусская калийная компания, трейдер “Беларуськалия”] будет поставлять дальше, это будет очень сильно влиять на переговоры с китайцами, все понесут убытки», — предупредил Петров. На долю Китая приходится более 20% произведенного в мире калия, контракты с китайскими компаниями — индикатор цены для всего рынка. Кроме того, в этом году БКК впервые продала калий в США, сказал Петров. Северная Америка — в тройке крупнейших потребителей калия.

Правила игры на калийном рынке поменялись в июле прошлого года, когда «Уралкалий» разорвал отношения с БКК и заявил, что впредь будет придерживаться стратегии «объем превыше цены». Это позволило «Уралкалию» — лидеру по себестоимости — увеличить загрузку мощности до 90-95% и, несмотря на снижение средней цены калия на четверть до $224/т, улучшить финансовые результаты.

По прогнозу «Уралкалия», потребление калия в 2015 г. сократится на 3,3% до 57 млн т. Еще одним негативным фактором для рынка может стать падение цен на зерно. Так что в следующем году «Уралкалий» может столкнуться с серьезной конкуренцией за долю рынка, которая может усугубиться потерей «Соликамска-2», предупреждает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Он отмечает, что если бы калийный рынок продолжил играть по прежним правилам, то сокращение производства на падающем рынке, напротив, только поддержало бы цены на калий.

Источник: Ведомости