Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

В гражданах подозревают террористов

С 8 июня вступили в силу поправки в закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Они касаются изменения в порядке переводов денежных средств на расчётные счета физических лиц через терминалы.

В частности, банкам предписано при приёме на обслуживание принимать меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации, а также источников происхождения денежных средств и другого имущества клиентов.

Согласно закону при проведении операций с наличностью должны быть идентифицированы оба физлица — как отправитель, так и получатель. Ещё недавно клиент мог пополнить через терминал карту другого клиента, введя лишь её номер. С недавних пор это стало невозможным. Варианта два: использовать «личный кабинет» в интернет-банке либо отправлять средства через операциониста.

Раньше эти правила касались только юридических лиц. Сейчас они применимы и к физическим.

В пресс-службе Западно-Уральского банка Сбербанка России сообщили, что прислушались к нововведениям в законодательстве. «Банк обязан идентифицировать плательщиков независимо от суммы перевода», — подчёркивают в банке. Банкиры дополнили, что в список компаний, в адрес которых запрещено принимать наличность, не вошли религиозные и благотворительные организации, зарегистрированные в установленном порядке.

Кроме того, в федеральном законодательстве предусмотрен ряд случаев, когда идентификация клиента-физлица и его представителя не проводится. Так бывает при оплате реализуемых товаров, работ, оказываемых услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации; платежах в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении, получающих денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных российским законодательством, а также при предоставлении физлицом кредитной организации денег в целях увеличения остатка электронных денежных средств. И всё это в случае, если сумма не превышает 15 тыс. руб. либо её эквивалента.

Требование определять источник денег могло привести к изменению правил внутреннего контроля, которые у каждого банка свои. В некоторых банках не получится пополнить карту даже на 100 руб. «Терминал ведь не может спросить, откуда у вас деньги», — замечают банкиры.

Помимо «антитеррористического» закона есть экономические причины ужесточения требований к обращению наличности. Инкассация средств из терминалов и банкоматов — это расходы банков, которые они объективно заинтересованы снижать.

Кроме того, банки не заинтересованы в снятии наличных с карт: выгоднее иметь остатки на счетах своих клиентов, чтобы ими пользоваться.

Значительно «похудела» популярная услуга «Автоплатёж» в том же Сбербанке. Теперь клиент не может, к примеру, установить автоматическое списание по автокредиту или потребительскому кредиту со своей дебетовой карты. Перевод приходится осуществлять «вручную». При этом автоматическая оплата мобильной связи с тех же карт по-прежнему допустима. Чем «провинились» некоторые автоплатежи, рядовые консультанты объяснить затрудняются.

Есть и другие не самые приятные для клиентов нововведения. Например, установление комиссии для ранее бескомиссионных для клиентов операций. «Банк мог раньше, например в конкурентных целях, брать расходы по этим операциям на себя, а теперь перекладывает их на потребителя, тем самым снижая свои расходы и обеспечивая себе дополнительный заработок», — откровенничают банкиры.

Наверняка это не единственные и не последние изменения. Но уведомление клиентов об изменении политики и правил в предоставлении услуг — это опять же затраты банка. Поэтому заблаговременных предупреждений о не самых радостных новостях ожидать не стоит. Благо закон к этому не обязывает.

Источник: Новый компаньон