Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Госкомпании провалили программу партнерства с малым бизнесом

Давать льготы этим поставщикам они не спешат.

Аванса в 30% от госкомпании малому бизнесу не добиться, наоборот, при контракте на 3 млн руб. госкомпания просит обеспечение на 1,08 млн, спрашивается, кто кого авансирует, рассказала председатель комитета ТПП и предприниматель Елена Дыбова на слушаниях в Общественной палате о партнерстве госкомпаний с малым бизнесом. Программы партнерства госкомпаний и малого бизнеса пока неэффективны, констатировал член Общественной палаты Сергей Фахретдинов. Из 21 крупнейшей по закупкам госкомпании пилотные программы партнерства есть только у девяти, говорится в мониторинге Агентства стратегических инициатив (АСИ). Хотя директиву принять программы правительство выпустило еще в конце 2013 г., Минэкономразвития считает, что программы внедряются активно, отмечает его представитель.

В программах должны быть определены требования к участникам закупок и преференции для малого бизнеса. Только четыре заказчика готовы предоставить льготы участникам программ, по данным АСИ, и только «Автодор» обещает аванс не менее 30% от заказа, остальные лишь допускают такую возможность. «Россети» готовы также рассмотреть возможность исполнения договора без обеспечения. «Интер РАО» согласна принять без обеспечения заявку и расплачиваться с партнерами за 10 дней. Последним на момент мониторинга (конец сентября) программу утвердил «Газпром»: преференций она не обещает, зато предупреждает, что заказчик может устанавливать дополнительные требования, отметил директор Союза производителей композитов Сергей Ветохин.

Поставщики не всегда могут точно узнать, что компании собираются закупать, заметил президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков. «Роснефть» начала публиковать планы закупок, но по некоторым позициям нет даже минимальных технических характеристик, например, сказано просто «кабель» или «компьютер». «Газпром» отказывается уточнять свои планы, пока не изучит потенциального поставщика, рассказал Хайков. Представители «Газпрома» и «Роснефти» не стали комментировать критику.

Преференции нужны малому бизнесу, который производит продукцию, но с их помощью можно создавать и закрытые клубы вокруг госкомпаний – есть малый бизнес, у которого на поставки госкомпаниям приходится 80% оборота, говорит член генсовета «Деловой России» Олег Тюрпенко. У Мин­экономразвития нет данных об аффилированности госкомпаний и их поставщиков, но это и не запрещено законом, уточняет представитель Минэкономразвития.

Госкомпании закупают по ценам выше рыночных минимум на 10%, замечает Тюрпенко. У госкомпаний просто нет мотивации повышать эффективность, отметил Сергей Картаев из Национальной ассоциации институтов закупок.

Источник: Ведомости