Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Максимальное удобрение, или спиральная динамика «Уралкалия»

Акционеры «Уралкалия» стараются консолидировать контроль над компанией, это сделает более простым процесс принятия ключевых решений и позволит распределять прибыль, не делясь ею с миноритарными акционерами.
ПАО «Уралкалий» завершило программу обратного выкупа ценных бумаг, в ходе которой было приобретено 4,89% акций компании (101 117 702 акций и 8 506 136 глобальных депозитарных расписок). Этот buy back стал третьим по счету, правда, изначально – с ноября 2015-го и до конца марта 2016 года – планировалось выкупить не более 6,5% акций.

Спрос слабеет, рубль дешевеет

Авария на руднике в ноябре 2014 года, экономический кризис в стране и на мировом рынке минеральных удобрений – все это диктует акционерам и топ-менеджменту «Уралкалия» выбор определенной стратегии. Напомним, после подтопления рудника Соликамск-2 (его запасы составляли около 18% запасов компании) совет директоров утвердил обновленную стратегию развития с 2015 до 2020 года, целью которой является сохранение лидирующих позиций в отрасли. Программа предполагает около 300 млрд рублей инвестиций в производственные мощности. Также была изменена дивидендная политика. Если раньше на выплаты акционерам направляли до 50% прибыли по МСФО, то теперь суммы определяет совет директоров в зависимости от финансового положения компании и общей экономической ситуации. За 2014 год акционеры дивиденды не получили.

Если в 2014 году предприятие произвело 12,1 млн тонн хлоркалия – что на 2,1 млн тонн больше итогов 2013 года, то объемы выпуска хлоркалия в 2015 году уже упали на 0,7 млн тонн. Ослабление спроса и снижение цен на калийные удобрения на ключевых рынках отразились на объеме выручки – она составила 3,123 млрд долларов, снизившись на 12% по сравнению с 2014 годом. Несмотря на рост рентабельности по EBITDA, подкрепленный снижением себестоимости реализованной продукции, убытки по курсовым разницам и убытки от снижения справедливой стоимости производных финансовых инструментов негативно повлияли на чистую прибыль компании в 2015 году. Как следствие, она составила всего 184 млн долларов (против 631 млн долларов убытка в 2014-м).
Жизнь после buy back

На протяжении последних двух лет компания последовательно проводит политику консолидации своих ценных бумаг «в одних руках». Летом 2014 года акционеры решили реорганизовать компанию, присоединив к ней дочернее общество АО «Уралкалий-Технология», погасить акции последнего, а также самого калийного предприятия (12,5%), находящиеся на балансе «дочки». Затем в 2015 году «Уралкалий» провел два выкупа своих акций на сумму более 3 млрд долларов. Общество приобрело 33,54% своих бумаг, в конце декабря free float предприятия составлял 11,4% акций. На 7 апреля после завершения третьего buy back в свободном обращении находилось 8,96% от уставного капитала «Уралкалия».

В меморандуме к программе buyback в прошлом году «Уралкалий» сообщал, что если количество акций в свободном обращении упадет ниже 10%, Московская биржа может понизить уровень листинга эмитента с первого до третьего. «Снижение уровня листинга окажет существенный негативный эффект на стоимость и ликвидность акций», – отмечалось в документе. Не исключено, что компания в будущем решит, что она не заинтересована в поддержании листинга на Московской бирже, отмечалось в меморандуме.

Между тем, согласно правилам листинга Московской биржи, индексный комитет может принять решение об исключении акций эмитента из котировального списка первого уровня, если его free float на протяжении полугода будет ниже 7,5% (на 2,5 процентного пункта ниже требуемого уровня в 10%).

Кроме того, летом 2014 года биржа в связи с изменениями правил листинга ввела мораторий на исключение из котировальных списков акций существующих эмитентов. Мораторий, под который подпадают и бумаги «Уралкалия», действует до 9 июня 2016 года и может быть продлен до 3 октября (соответствующий проект приказа подготовлен ЦБ РФ). Однако и во время действия моратория биржа может перевести бумаги в другой котировальный список по заявлению эмитента. В «Уралкалии» не комментируют возможность обращения на биржу с заявлением о понижении уровня листинга. Добавим, что 22 декабря 2015 года компания покинула Лондонскую биржу.

Старший аналитик ИК «Окей Брокер» Роман Ткачук не исключает того, что калийное предприятие уйдет и с Московской биржи. «Листинг – это дополнительные затраты для компании, плата бирже за маркет-мэйкинг, подготовка отчетов и прочее», – говорит г-н Ткачук.

По мнению портфельного управляющего УК «Кастом Кэпитал» Григория Бурлуцкого, само по себе снижение free float и понижение уровня листинга еще не является 100-процентным сигналом к уходу компании с биржи. На Мосбирже торгуются акции более чем 200 компаний, и большая часть из них как раз входит в третий котировальный список. В качестве исключений Роман Ткачук и Григорий Бурлуцкий приводят примеры компаний с низким free float (менее 10%), которые обращаются на бирже: «Газпромнефть», МОЭСК, «Лензолото», «Мостотрест», «Иркутскэнерго». «Вопрос заключается в том, какие цели преследуют руководство и владельцы «Уралкалия», – замечает портфельный управляющий «Кастом Кэпитал». – Если они захотят, то компания станет частной, и это произойдет не из-за снижения free float или листинга – такие факторы скорее являются следствием потенциального ухода с биржи, а не его причиной».

Григорий Бурлуцкий считает, что уход «Уралкалия» с Московской биржи станет негативным фактором для миноритарных акционеров, если те не продадут ценные бумаги компании до делистинга. «Во-первых, без возможности продать акции на бирже, реализовать свои бумаги каким-то другим образом будет очень трудно. Биржа предоставляет возможность относительно быстро сводить тех, кто хочет купить, с теми, кто хочет продать, моментально проводя сделку. Без такого посредника процесс реализации бумаг может затянуться на очень долгое время, – поясняет г-н Бурлуцкий. – Во-вторых, без биржевых торгов бумага потеряет ориентир по цене, и в каждой отдельной сделке цена будет зависеть исключительно от желания и переговорной силы каждой из сторон, что значительно усложнит сам процесс проведения сделок».
Операция «Реорганизация»

По информации компании, сейчас идет процесс допэмиссии акций «Уралкалий-Технология» на 220 млрд рублей. При этом часть акций «Уралкалия» (12,6%), принадлежащих дочернему обществу, которые планируется погасить, переданы по сделке РЕПО «ВТБ Капитал». Эти средства общество собиралось полностью или частично использовать для выкупа своих акций. Также ценные бумаги могут быть переданы в залог Сбербанку. С учетом всего этого завершение реорганизации компании в ближайшее время не представляется возможным. Как отмечал источник gazeta.ru, из-за присоединения «Уралкалий-Технология» к материнской компании чистые активы последней станут отрицательными, а это крайне нежелательно. Поэтому в марте 2016 года совет директоров общества рекомендовал акционерам калийного гиганта отменить решение о реорганизации компании, но собственники воздержались от этого. Напомним, ранее предприятие уже сообщало о невозможности завершить реорганизацию до конца 2014 года из-за нестабильной ситуации в экономике. В течение 2015 года, после завершения buy back, количество акций «Уралкалия» на балансе дочернего общества, планируемых к погашению, значительно увеличилось. Теперь есть два пути решения проблемы – ждать, когда нераспределенная прибыль накопится до уровня 3 млрд долларов (а это 3-5 лет), либо провести допэмиссию среди существующих акционеров на необходимую сумму. После получения необходимых средств присоединение «дочки» к «Уралкалию» будет закончено, а квазиказначейский пакет акций погашен.

В калийной компании ситуацию официально не комментируют, однако осведомленные источники считают наиболее вероятным проведение допэмиссии. Портфельный управляющий УК «Кастом Кэпитал» Григорий Бурлуцкий также считает наиболее быстрым и простым вариант допэмиссии, скорее всего, в текущих условиях такое решение является более предпочтительным, добавляет он.

Напомним, что при проведении допэмиссии каждый акционер имеет право выкупить пакет акций, пропорциональный тому, которым располагает. Таким образом, чтобы доля в акционерном капитале не изменилась, необходимо заплатить рыночную стоимость своего пакета. Иными словами, имея пакет в 1 тыс. акций, для того чтобы сохранить свою долю в капитале (и право на долю будущих дивидендов) в прежнем объеме, держателю пакета нужно будет заплатить компании 165 тыс. рублей (в сегодняшних ценах на акции на МФБ). Для держателя 1 млн акций сумма уже составит 165 млн руб. При такой низкой доле акций в свободном обращении (8,97%) и такой структуре акционеров – в основном это мелкие пакеты, и немногие из них профессиональные инвесторы – подобный ход однозначно ведет к перераспределению акций в сторону стратегических инвесторов. Крупным же акционерам проще – скорее всего, они частично оплатят свою долю деньгами, а значительную часть другими ценными бумагами или имущественными требованиями: тут поляна для маневра достаточно широкая.

Минеральный конгломерат

По словам г-на Бурлуцкого, консолидация контроля над компанией в руках основных владельцев (19,99% акций «Уралкалия» владеет «Уралхим» Дмитрия Мазепина) позволит упростить процесс принятия важных управленческих решений. «Однако это далеко не единственная причина проведенных за последний год выкупов. До конца августа «Уралкалий» должен заложить Сбербанку еще 8,6% своих акций в качестве обеспечения по ранее выданным кредитным линиям на общую сумму в 3,9 млрд долларов. Стоит также отметить, что ранее «Уралкалий» уже заложил Сбербанку 20% своих акций, еще 12,6% он передал ВТБ по сделке РЕПО, а еще 7,4% было предоставлено ВТБ в качестве залога по этой сделке, – говорит портфельный управляющий УК «Кастом Кэпитал». – Становится понятно, что выкуп акций был необходимым условием для обеспечения компании кредитным финансированием. Новая утвержденная инвестпрограмма «Уралкалия» предполагает инвестиции в размере 300 млрд рублей, так что деньги калийной компании точно понадобятся».

Старший аналитик ИК «Окей Брокер» Роман Ткачук напоминает, что в ноябре 2015 года Дмитрий Мазепин говорил о возможности перехода «Уралкалия» из публичной компании в частную. Уже сейчас предприятие выходит из листинга из категории А, становясь менее интересным инвесторам. Процесс перехода компании в частную может произойти в течение года. «Гипотетически, когда в свободном обращении останется менее 5% акций «Уралкалия», мажоритарные акционеры общества могут организовать принудительный выкуп ценных бумаг у миноритариев. И последним придется согласиться на него и на цены, по которым их акции будут выкуплены», – говорит г-н Ткачук.

Как поясняют специалисты, в корпоративном праве при принудительном выкупе акции будут списаны автоматически, и деньги за них будут выплачены так же автоматически и строго по цене принудительного выкупа. Но даже до принудительного выкупа есть существенный риск снижения стоимости акций, связанный с проведением процедуры делистинга на МФБ – после него цена на акции будет устанавливаться не рыночным механизмом, а на основании независимой оценки. Таким образом, время работает на ключевых акционеров – с каждым последующим шагом факторов, давящих на котировки в сторону их снижения, становится все больше.

По какому сценарию будут действовать акционеры «Уралкалия», предположить сложно, отмечает Роман Ткачук. Возможно, акционеры решат объединить «Уралкалий» с «Уралхимом», такие варианты уже обсуждались в СМИ. При этом гендиректор «Уралхима» Дмитрий Коняев заявлял, что не видит в этом смысла. «Тогда будет создана глобальная компания, а потом проведут ее размещение. Общество, появившееся в результате этого, станет единым конгломератом минеральных удобрений, одной из крупнейших компаний в мире, – высказывает мнение аналитик. – Но такое предприятие может и не выйти на биржи, потому что сейчас интерес западных инвесторов в силу экономических и политических реалий к российским компаниям невелик».
Источник: Businnes-class