Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Березники: чего ждать от «свободных» цен на проезд?

1 сентября в работе городского общественного транспорта произошло сразу несколько изменений. Одно из них — переход нескольких маршрутов на нерегулируемые тарифы, позволяющие перевозчикам самостоятельно устанавливать цены на билеты — уже вызвало у горожан тревогу. Но стоит ли беспокоиться? Ситуацию прояснил заведующий сектором транспорта управления городского хозяйства Александр Якимов.

Цены определит перевозчик

14 июля 2015 года вступил в силу Федеральный Закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ…». Согласно ему регулярные перевозки делятся на две категории: перевозки по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Регулируемые маршруты — это маршруты, субсидируемые городом, здесь стоимость проезда устанавливает город. Проще говоря, их можно назвать социально важными. По нерегулируемым маршрутам выплата субсидий не предусмотрена — перевозчик, исходя из себестоимости, определяет стоимость билета. Начиная с 1 сентября 2017 года, березниковские маршруты №№ 8, 19, 20, 37 будут осуществлять регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам: перевозчики будут самостоятельно устанавливать стоимость проезда. Чуть позже, когда истечет срок действия договоров, которые были заключены по итогам открытого конкурса до вступления в силу закона, перевозчики на других маршрутах (№№ 1, 11, 12, 13, 14, 15, 29, 30, 38, 41, 44, 46) тоже будут самостоятельно устанавливать стоимость проезда. Пока же они обязаны выполнять условия контрактов и перевозить горожан по тарифу, установленному городской администрацией. Следующий этап «перехода на вольные цены» состоится весной-летом 2018 года. Последний несубсидируемый маршрут перейдет на нерегулярный тариф в 2020 году. Кое-что останется неизменным — субсидируемыми остаются все троллейбусные маршруты — №№ 5, 6, 7, 9; маршруты № 3 (до Чкалово), № 4 (Зырянка), № 16 (Легино), №№ 17 и 18 (до садов), № 21 и № 40 (лыжная база Новожилово). И, разумеется, транспорт до правого берега — № 23 и № 28.

Сказав это, перейдем к главному вопросу — не взмоют ли в небеса отпущенные на свободу цены? Перевозчики могут оставить существующий тариф, могут сделать цены выше, могут опустить плату за билет — чего же ожидать?

По словам Александра Якимова, повышение цен вряд ли произойдет. «Березники — город компактный, такси сейчас недорогое — если ехать втроем, то выйдет не дороже общественного транспорта. Это будет сдерживающим фактором». Сегодня в городе действуют 10 частных перевозчиков — и го лова у них, по словам Александра Якимова, болит совсем по другому поводу. Электронные социальные проездные для льготников, появившиеся в прошлом году, остаются в силе, и перевозчики должны перевозить их владельцев вне зависимости от вида тарифа — однако минтранс уже несколько месяцев откладывает возмещение средств, потраченных на такую перевозку. В остальном, как уверяет сотрудник управления городского хозяйства, перевозчиков нынешняя ситуация устраивает. Перевозчики действительно могут регулировать цены достаточно свободно — однако чиновники будут контролировать ценообразование. Легко заметить, что регулируемыми остались маршруты в труднодоступные районы — администрация исходила из того, что если сделать нерегулируемыми тарифы на транспорт до Зырянки или Чкалово, то перевозчики, вероятнее всего, будут злоупотреблять своим правом варьировать цены на билет.

Александр Якимов: «19 маршрут до Пермяково — как туда еще добраться? Никак! В городе такое повышение было бы во вред себе — пассажир может найти транспорт подешевле. Если же перевозчик будет злоупотреблять правом по повышению стоимости, мы будем принимать меры, отправлять все материалы в федеральную антимонопольную службу». Опять же, никто не отменял правила перевозки пассажиров.

Перевозчик обязан размещать в салоне важную информацию — в частности, о стоимости проезда, а стоимость билетов будет указана на официальном сайте автотранспортного предприятия, так что назначать цену «по желанию левой ноги» кондуктора никто не сможет. Если же двенадцати проверок в месяц, которые проводит администрация совместно с сотрудниками ГИБДД, окажется недостаточно, пассажиры смогут выступить в качестве «общественного контроля», направив предложения и жалобы по телефонам 263-756 и 266-500. Что до регулируемых тарифов — здесь стоимость билета останется на прежнем уровне в 20 рублей. Никаких неожиданностей — решения о повышении стоимости проезда принимается, как правило, в конце года, когда подсчитывается уровень выручки и расходов.

«Десятку» сменит «девятка»

Немного о других изменениях. Сокращается количество транспорта, обслуживающего 8 маршрут — с 12 единиц до 6. Соответственно, интервалы движения увеличатся, но нет худа без добра — на маршруте будут использованы автобусы среднего класса (они почти на 2 метра длиннее обычных автобусов малой вместимости). Заявление одного из перевозчиков, пожелавшего открыть новые маршруты и предоставившего схему движения, пока находится на рассмотрении в администрации и проходит проверку, в частности, на дублируемость. Однако, что это за маршруты, пока не разглашается. В сентябре перестанет существовать 10 маршрут. Вместо него будет изменен ход маршрута № 9 — он будет перевозить горожан по кольцу улиц Мира – Юбилейной – Ленина – Пятилетки. Почему исчезла «десятка», а не наоборот? По словам Александра Якимова, чиновники руководствовались вопросом доступности:

«Люди часто обращаются к нам, те же мамы с колясками — как в «десятку» зайти с коляской? Никак. Поэтому будут использованы низкопольные троллейбусы. И еще одно — муниципальные проездные документы в № 10 не действуют, а в № 9 — да. По маршруту № 9 будут ходить 7 машин — первую неделю обкатывать маршрут начнут три из них, позже в ход пойдут остальные». Сегодня на месте будущего маршрута девятого троллейбуса идут строительные работы:

«Ставим новые опоры, на следующей неделе повесим контактный провод, сделаем стрелки и пустим обратную «девятку». Нас немного подвели со сроками поставщики спецчастей, которые, как оказалось, выпускает всего один завод в России», — сообщил Игорь Вылеток, генеральный директор МУП «Водоканал г. Березники».

«Слияние» с «Водоканалом»

Наконец, 1 сентября соединятся две организации — МУП «АТП № 2» и МУП «Водоканал г. Березники». Как рассказал генеральный директор МУП «Водоканал г. Березники» Игорь Вылеток, соединенная под эгидой «Водоканала» компания будет работать в двух независимых друг от друга направлениях — одним из них станут пассажирские перевозки, вторым — то, чем занимался «Водоканал» в прошлом, «инжиниринговая составляющая, догляд за арендаторами и концессионерами». Также, как сообщил Игорь Вылеток, будет увеличено количество единиц транспорта, курсирующих по 23 маршруту. До 26 ноября Березники получат три новые машины от ООО «Автоцентр МАЗ», одна из них — трехостный МАЗ повышенной вместимости — будет вмещать 125 человек. Две других машины будут низкопольными автобусами большой вместимости.

Сегодня средняя загруженность по пассажирам за рейс по 23 маршруту — 32 человека в 100-местном автобусе. Изменится и расписание. Графики движения утром от 7 минут и в выходные и обеденное время — до 15-20 минут.

— Это достаточно дорогое решение. Истрачено на технику будет около 26 миллионов рублей, но оно того стоит. Все проверено — автобусы будут ездить и разворачиваться на наших дорогах хорошо.

Источник: Неделя.ру