Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Строили много – заработали мало. Дорожники сетуют на резкий рост цен на битум, щебень и галит

Сразу несколько источников рассказали Business Class, что подозревают поставщиков материалов для строительства и содержания дорог в ценовом сговоре. «Стоимость битума в этом году выросла втрое, щебень подорожал в два раза. Объем работ остался на прежнем уровне, но заработали в нынешнем сезоне только поставщики. Дорожники же столкнулись с финансовыми трудностями, – рассказывает Александр Кашеваров, директор ООО «Старт». – Сейчас компании, занимающиеся содержанием дорог, закупают противогололедный материал галит. Он тоже подорожал примерно на 30%», – добавил он.

Статистика подтверждает рост, но официально зафиксирован менее резкий скачок цен. По данным Росстата, стоимость нефтяных битумов с декабря по июль 2017 года выросла на 7,2%. Щебень за этот период, по данным статистики, подорожал только на 2,5%. Если сравнивать цены в июле 2017 года и в июле 2016 года, то разница составит 17,7% и 7,3% соответственно.

Руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин сообщил, что о проблеме с галитом ведомству известно. Он порекомендовал дорожникам официально обратиться в УФАС по этим и другим фактам резкого повышения цен. Поскольку битум не производится в Пермском крае, заявление будет передано в центральный аппарат антимонопольной службы. По его словам, имеются основания считать и рынок галита федеральным, поэтому данный вопрос также может быть передан ФАС. Г-н Плаксин подчеркнул, что в случае подтверждения факта сговора его участникам грозят оборотные штрафы.

Дорожники жалуются также на отсутствие единой ценовой политики при проведении закупок на строительство и содержание дорог. «Мы проанализировали ситуацию. В одном районе Перми стоимость рассчитана в ценах первого квартала 2016 года, в другом – первого квартала 2017 года, в Березниках – в ценах 2001 года с учетом инфляции. В крае нет единой политики при формировании сметной стоимости работ и стартовой цены аукциона», – приводит примеры Алексей Чикунов, глава совета директоров компании «Химспецстрой». Он также отметил, что зачастую в расчеты закладывается низкая заработная плата рабочим. «Механизатору – 17 тыс. в месяц, где такого найдешь», – сетует он.

При этом компании сталкиваются с демпингом на аукционах. «Стартовая цена на проектирование участка ул. Героев Хасана – порядка 29 млн рублей. Выиграла московская организация, предложив цену около 20 млн рублей. Цена снижена на 30%. Еще более яркий пример – аукцион на осуществление строительного контроля над работами на участке дороги в Чусовском районе. Начальная стоимость – 17 млн рублей, а выиграла компания, которая готова заплатить деньги в бюджет, чтобы получить этот контракт», – рассказал г-н Чикунов. Специалисты отмечают, что на подобный шаг, как правило, идут компании, близкие к подрядчику, строящему объект. Таким образом, выполнение работ и контроль над ними оказывается в одних руках.

Александр Плаксин напомнил, что антидемпинговый порог установлен. Он составляет 25% от начальной цены контракта. «Эта норма работает. Если на аукционе происходит падение ниже 25%, то участник обязан либо предоставить три исполненных контракта либо полуторное обеспечение договора, – пояснил он. – По конкретным фактам, указывающим на нарушения, готовы провести проверку», – заверил г-н Плаксин.

Кроме того, строители и проектировщики сетуют на удорожание работ за счет технических условий, выставляемых владельцами инженерных сетей. «Половина, а то и больше стоимости дорожного ремонта – это переустройство канализации, водопровода, теплотрасс, электросетей. Все это находится в руках частных компаний, которые сами должны эти сети обновлять. На деле их меняют за счет муниципалитета. Технические условия, выставляемые ресурсниками тяжелым грузом ложатся на плечи проектировщиков и строителей. А люди потом удивляются: почему дороги такие дорогие?» – описал свое видение проблемы Павел Морозов, директор «Уралдорпроекта».

Начальник департамента дорог и транспорта Илья Денисов отмечает, что такая ситуация складывается из-за отсутствия единой стратегии развития транспортной сети и инфраструктуры. «Город начинает работы на дороге, а у сетевиков этого объекта нет в плане по развитию. Откуда они возьмут инвестиции?» – пояснил он. Вместе с тем, в администрации отмечают, что созданы условия для постепенного избавления от проблемы. «Раньше вскрывать дорогу в любое удобное время было недорого. Теперь же администрация заключает с сетевиками договоры и обязывает их не просто засыпать раскопки щебнем, а провести полное благоустройство. Это другой уровень расходов. Со временем под влиянием такого экономического фактора поведение компаний будет меняться», – считают в мэрии.

Источник: Бизнес-класс