Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Попутчики едут к рынку

Как будут регулировать совместные поездки на автомобилях
В России приступили к созданию правил карпулинга, или совместных путешествий на автомобилях, организованных через мобильные приложения BlaBlaCar, BeepCar, «Яндекс.Попутка» и другие. Официально эти сервисы лишь позволяют водителям компенсировать часть расходов на поездку за счет пассажиров. Но чиновники и коммерческие перевозчики уверены, что речь идет о незаконном предпринимательстве. Идеи по регулированию карпулинга поступили со стороны интернет-компаний, транспортных объединений и регионов. Некоторые предлагают вообще запретить такие услуги. Единой концепции пока нет, а сами сервисы тем временем уже обсуждают M&A и готовятся делить растущий рынок.

Остановка в Краснодаре

Правительство обратило внимание на рынок карпулинга после заметного скандала, в ходе которого прошлой осенью французский сервис карпулинга BlaBlaCar едва не попал под блокировку в России. Как писал “Ъ”, 12 сентября 2017 года суд Тимашевского района Краснодарского края удовлетворил требования прокурора и признал незаконной информацию, опубликованную на BlaBlaCar. По мнению прокурора, сервис способствует незаконному предпринимательству: с жалобой обратился местный Региональный автотранспортный союз (РТС), учрежденный в июне того же года. В BlaBlaCar узнали о решении от одного из клиентов, после чего компания подала апелляцию.

К решению проблем подключилось правительство Франции. Министр экономики и финансов Брюно Ле Мэр, посетивший Москву 18–19 декабря, встретился с главой Минпромторга Денисом Мантуровым. Господин Ле Мэр тогда предложил подумать о создании правовой базы для работы сервиса в РФ. Апелляционная инстанция уже 19 декабря отменила решение суда, и сервису удалось избежать блокировки. В июне 2018 года прокуратура отказала РТС в подаче кассации. Суд уже решил, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих факт осуществления водителями BlaBlaCar предпринимательской деятельности с помощью этого сайта; кроме того, истек срок обжалования, говорится в ответе представителя прокуратуры Краснодарского края РТС (копия от 25 июня есть у “Ъ”).

Зато прокуратура проверяет уже новые доводы союза — о том, что на BlaBlaCar водители размещают информацию о коммерческих предложениях с целью извлечения прибыли. «За все это время аналогичное судебное разбирательство было только однажды — несколько лет назад в Испании. Тогда суд также встал на нашу сторону»,— рассказал “Ъ” сооснователь и CEO BlaBlaCar Николас Брюссон, по мнению которого оба дела против BlaBlaCar были инициированы из-за непонимания специфики карпулинга (см. интервью).

Единого подхода к регулированию карпулинга в Европе нет. Например, во Франции с 2013 года он признан законным, в 2015 году в законе появилось уточнение, что водитель не имеет права извлекать прибыль, но может делить расходы. Посредническая компания может извлекать прибыль, причем это не считается оказанием транспортных услуг. В Германии карпулинг не регулируется, но власти вправе вводить спецразрешения для нерегулярных пассажирских перевозок на микроавтобусах.
У водителей проверят кошельки

Минувшей весной консультации о легализации карпулинга начались и в России. 30 мая прошло заседание координационного совета при Минтрансе, на котором обсуждалось регулирование этого рынка. Были и радикальные идеи. Так, из Бурятии, Челябинской и Костромской областей пришли письма с предложения о запрете данного вида деятельности, говорится в докладе Оренбургского транспортного союза (ОТС), который опрашивал чиновников. В союзе такой подход сочли «препятствованием прогрессу» и предрекли перевод карпулинга «в черный рынок». Дептранс Москвы, а также Свердловская и Белгородская области предложили регулировать коммерческую составляющую карпулинга по аналогии с лицензированием агрегаторов такси. По мнению ОТС, и это не лучшее решение, так как оно усложнит организацию поездок, а для начала нужно выработать «четкое нормативно-правовое определение карпулинга и его отличий от частного извоза».

Представители автобусных перевозчиков настаивают, что BlaBlaCar и другие сервисы карпулинга позволяют водителям зарабатывать. Как отмечается в презентации ассоциации ЕТС «Автобусные линии страны», на BlaBlaCar и «Попутчик.ру» водители размещают информацию об услугах по перевозке пассажиров, но поездки происходят «без необходимых лицензий». По оценке ассоциации, в 2017 году сервисы карпулинга перевезли около 18 млн пассажиров, оборот этого рынка составил 9,6 млрд руб., а уже по итогам 2018 года он вырастет до 31 млн пассажиров и 16,3 млрд руб. В ассоциации уверены, что рост возможен только «за счет катастрофического ущерба для рынка автобусных перевозок». Компании вынуждены сокращать количество отправлений или вовсе приостанавливать обслуживание маршрутов из-за отсутствия пассажиропотока, предприятия лишаются средств для обновления автобусного парка, многие на грани банкротства, отмечается в презентации ассоциации.laBlaCar контролирует и модерирует взаимодействие между попутчиками, а также использует другие инструменты, чтобы водители не зарабатывали, возражает сама французская компания. По итогам заседания координационного совета BlaBlaCar и НИИ автомобильного транспорта поручили просчитать себестоимость 1 км пути и частоту поездок перевозчиков в рамках карпулинга, а также определить требования к техническому состоянию автомобилей и соответствию заявленному маршруту.

Компания выяснила, что водители, использующие свои машины для карпулинга, зарабатывают меньше средней себестоимости пробега. Материалы на основании предложений BlaBlaCar были направлены в правительство РФ. Компания предложила закрепить в законодательстве определение карпулинга как совместного использования легкового автомобиля для поездки, запланированной водителем для собственной цели. «При использовании автомобиля для карпулинга водителю запрещается взимать плату с поездки, за исключением разделения эксплуатационных и топливных расходов между водителем и пассажирами», говорится в предложениях BlaBlaCar. Карпулинг не является предпринимательской деятельностью, если водитель использует автомобиль для перевозки пассажиров не более одного раза в день, в том числе туда и обратно, подчеркивает BlaBlaCar.

Как сообщал “Ъ” 19 июля, по итогам рассмотрения этих предложений вице-премьер Максим Акимов поручил сформировать рабочую группу для урегулирования правоотношений при карпулинге. По данным “Ъ”, рабочая группа уже провела совещание под руководством заместителя министра транспорта Николая Асаула, в мероприятии участвовали сотрудники МВД, Минэкономики, Минкомсвязи, ФНС, региональных транспортных властей Москвы, представители BlaBlaCar и Центральной пригородной пассажирской компании, управляющей подмосковными электричками, и отраслевые ассоциации. Одна из целей рабочей группы — выяснить, можно ли в принципе гарантировать, что поездки через карпулинговые платформы не будут использоваться для ведения предпринимательской деятельности, отметили в пресс-службе Минтранса. Там пока считают, что отсутствие регулирования вкупе с широким распространением сервисов совместных поездок может приводить к незаконной предпринимательской деятельности и создавать предпосылки для нарушения требований безопасности перевозок пассажиров.

Инвесторы подбирают попутчиков

Участники рынка сходятся во мнении, что рынок карпулинга будет все активнее замещать общественный транспорт. К 2025 году сегмент карпулинга вырастет до 377 млрд руб., говорится в отчете Sberbank CIB Investment Research. По оценке инвестбанка, в совокупности с каршерингом и такси целевой рынок новых транспортных сервисов в 2017–2025 годах увеличится в 2,5 раза и составит 1,6 трлн руб.

BlaBlaCar считается крупнейшим карпулинговым сервисом в России. Он пришел в страну в 2014 году через покупку местного сервиса «Подорожники» и уже считает Россию крупнейшим рынком: по данным презентации компании, у нее здесь 15 млн пользователей. В начале 2017 году на рынок карпулинга вышла и Mail.ru Group, запустив сервис BeepCar. К концу 2017 года приложение BeepCar насчитывало 4,7 млн установок в iOS и Android, в нем зарегистрировались 2 млн пользователей, которые совершили 2,5 млн поездок, говорится в годовом отчете группы. В январе 2018 года на рынок вышел и «Яндекс», запустив приложение «Яндекс.Попутка». Пока оно работает в Красноярске и Ростове-на-Дону, а также в их окрестностях. В Google Play оно набрало более 10 тыс. скачиваний.

Несмотря на поздний выход на рынок карпулинга, аналитики прочат лидерство на нем именно «Яндексу». «Мы ожидаем, что эксперименты «Яндекса» в сфере сервиса совместных поездок (карпулинга) приведут к замещению некоторых маршрутов городского общественного транспорта, что поддержит переход от общественного транспорта к сервисам нового поколения. По нашим оценкам, «Яндекс» может получить 70% выручки от замещения общественного транспорта, в том числе поскольку компания, на наш взгляд, будет лидировать в сегменте карпулинга»,— полагают в Sberbank CIB Investment Research.Понимая, что рынка на всех не хватит, владельцы карпулинговых сервисов еще в прошлом году задумались о консолидации: например, обсуждались различные сценарии объединения BlaBlaCar, BeepCar и сервиса поиска билетов на автобусы Busfor, рассказал “Ъ” собеседник, близкий к переговорам. «Busfor получал предложения и от BlaBlaCar, и от Mail.ru Group, что подразумевало слияние с BeepCar»,— рассказал источник. По его словам, эти предложения не устроили Busfor, а BlaBlaCar после этого объявил о запуске BlaBlaCar Pro для владельцев автобусов и минивэнов, чтобы конкурировать с Busfor. Другой собеседник “Ъ” в инвестиционном сообществе слышал, что инвестировавшие в BlaBlaCar и Busfor фонды Baring Vostok хотели получить дополнительные синергии от этих компаний и не исключали их объединения. Впрочем, Николас Брюссон настаивает, что сейчас подобные сделки не рассматриваются. В Baring Vostok от комментариев отказались, в Mail.ru Group не ответили на запрос “Ъ”.

В Busfor же говорят, что карпулинг им в принципе неинтересен в отличие от автобусных перевозок. «При этом мы видим комплиментарность этих двух видов наземных перевозок и проводили определенные тестирования в обе стороны»,— признает основатель и CEO Busfor Илья Екушевский. Несмотря на то что результаты тестов были хорошими, Busfor отказался от размещения у себя предложений от попутчиков и наоборот — от размещения предложений автобусных перевозчиков на сервисах карпулинга. В компании утверждают, что не хотят «подвергать риску своих клиентов». «Во-первых, потому, что отсутствует законодательный статус и регулирование карпулинга»,— поясняет Илья Екушевский. Во-вторых, уверен он вслед за Минтрансом и участниками рынка автомобильных перевозок, на этих сервисах сегодня «размещается множество нелегальных перевозчиков, которые под видом попутчиков осуществляют незаконную предпринимательскую деятельность и создают угрозу безопасности пассажиров».
Источник: КоммерсантЪ

Mission News Theme от Compete Themes.