Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

«Челноки» нового века

Наверняка многие наши читатели ещё помнят значение слова «челнок» – как человека, мотающегося с огромными клетчатыми сумками-баулами за рубеж (в Китай, Турцию, Польшу), закупающего там товар, чтобы продать его здесь на одном из многочисленных березниковских мини-рынков.

И если вы, вспомнив это, подумали, что эпоха «челноков» закончилась, то это не так. Просто изменились технологии: теперь березниковцы «челночат» не выходя из дома при помощи Интернета.

Судя по статистике, товарооборот России и Китая год от года увеличивается, в 2012 году он достиг рекордной отметки в 90 миллиардов долларов. Сколько в этой колоссальной сумме составляют посылки, широким ручьём льющиеся с централизованных баз в Поднебесной обычным россиянам, статистике неизвестно. Да это, пожалуй, и к лучшему. Потому что десятки тысяч людей по стране и с десяток-другой в нашем городе используют новую технологию для своего маленького бизнеса, вот только бизнес этот на грани закона.

Поясним, что любой россиянин может покупать товары за рубежом, и посылка с товаром не облагается таможенной пошлиной при соблюдении следующих условий:

– стоимость товара в посылке не превышает 1000 евро;

– общий вес посылок, полученных вами за месяц, не превышает 31 кг;

– товары приобретаются для личного использования, а не для продажи.

Нарушение любого из этих условий приведёт к тому, что вместо заграничной посылки вы получите уведомление о необходимости посетить региональный таможенный склад и оплатить пошлину, которая существенно увеличит стоимость приобретённого товара.

Возвращаясь к современной модификации челночного бизнеса, поясним, в чём он заключается. Для того чтобы россиянам было удобнее выбирать нужные товары из всего, что производится в Китае, создан сайт на русском языке www.rutaobao.com. Название сайта «таобао» стало нарицательным для обозначения современного почтово-розничного бизнеса. Его участники кооперируются и рекламируются преимущественно в социальных сетях. Потому что сообща проблемы решать проще.

Не секрет, что сейчас Китай является швейной фабрикой планетарного масштаба и сборочным цехом всевозможной техники того же уровня. Известные бренды одежды, бытовой техники и электроники производят продукцию на заводах Поднебесной. И цена этой продукции, без учёта таможенных сборов, затрат на доставку, содержание магазинов и просто накрутки за престижный бренд, меньше той, что мы видим в магазинах, в разы. Даже с учётом авиадоставки из Китая до любого российского города товар получается дешевле магазинного в среднем от 2 до 5 раз. Поэтому неудивительно, что когда человек узнаёт об этом, то испытывает большое желание сам отовариться по низкой цене да ещё и подзаработать на тех, кто о таобао ничего не знает.

Но не всё так просто. Таобао – это не только сайт, но и сеть больших складов, на которые со всей страны доставляется заказанный товар. На словах: посредник, работающий с российским гражданином, получает предоплату, выкупает товар у производителей, проводит проверку его качества на складе, оформляет и отправляет покупку, а также несёт гарантийные обязательства. На деле известно немало случаев, когда, отправив деньги «на деревню в Гуанчжоу», люди не получали ничего. А достать хитрого китайца через границы сложно, да и никто этим не занимается. Потому что, повторимся, бизнес этот на грани закона. Почему? Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации себя как предпринимателя – серьёзное нарушение закона. Обман таможни (выдача коммерческого товара за личный, разбивка тяжёлой посылки на маленькие с получением через подставных лиц) – тем более.

Хотя (тут мы вдаёмся в область предположений) и таможня, и налоговая вполне себе могут догадываться о маленьких коммерческих хитростях россиян, но мер не принимают. Потому что рост товарооборота между двумя столь крупными державами – фактор не только экономический, но и политический.

Березниковские таобао-бизнесмены (а чаще, как и в эпоху «челноков», бизнесвумены), учитывая всё вышесказанное, даже по знакомству подробностями своей коммерческой деятельности делятся неохотно. И предупреждают, что, несмотря на лёгкость и высокую прибыльность (наценка делается процентов 20-30, но и с нею товар всё равно намного дешевле, чем на прилавках), с наскока можно не только без прибыли остаться, но ещё и со своими заказчиками объясняться. Как уже было сказано, помимо «подставы» со стороны китайских посредников можно ждать сюрпризов от Почты России: случаи, когда посылка шла по 2-3 месяца, не редкость; когда товар приходит повреждённый (речь, понятно, не об одежде, а о бьющихся вещах) – тоже. Все риски и претензии при этом ложатся на начинающего таобаовщика.

Впрочем, какой бизнес без риска. В 90-е «челночить» тоже было непростым делом.

Источник: «Городская газета»