Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

По ту сторону жизни

В развитых странах оказание ритуальных услуг – самый обыкновенный бизнес. В России, в том числе и в Березниках, отношение к ритуальщикам неоднозначное. «Городская газета» решила попристальнее рассмотреть эту сферу березниковского бизнеса, которая, хотим мы этого или нет, рано или поздно касается каждого.
В разговоре с журналистом представители сферы ритуальных услуг говорили, что им не раз приходилось слышать в свой адрес, что они «рвачи, набивающие себе карманы на горе других людей, зарабатывающие на смерти». Слова неприятные и, мало того, с точки зрения здравого смысла ничем не обоснованные. С тем же успехом можно обвинять аптекарей, что они наживаются на болезни, продавцов одежды в том, что они жируют на изменениях климата, а продуктовые магазины в том, что устроили свой бизнес на чувстве голода.
На самом деле стоит оценивать тех или иных бизнесменов по другому критерию, а именно по качеству услуг (даже и таких специфических), которые они предоставляют за наши деньги, и как это качество растёт со временем.

В Березниках складывается парадоксальная ситуация: количество «игроков» в сфере ритуальных услуг увеличивается, конкуренция между ними обостряется, и это на фоне того, что численность березниковцев, как и их смертность, в последние годы неуклонно снижается. Если в 2005 году из каждой тысячи человек населения Березники теряли 18, то сейчас 13. С учётом оттока населения количество похорон в год сократилось с почти 3000 до почти 2000. Так что конкурентная борьба разгорается не шуточная. Что, впрочем, потребителю выгодно, несмотря на то, что многие были бы рады не воспользоваться этой услугой никогда.

Примечательно, что сами участники рынка конкуренцию в Березниках оценивают как нормальную. По сравнению, например, с Соликамском, где филиалы наших фирм просто забрасывали бутылками с зажигательной смесью. Да и впечатления рвачей руководители ритуальных фирм не производят, скорее даже наоборот.

Сейчас рынок ритуальных услуг в Березниках разделился между четырьмя ключевыми бизнес-структурами. Это похоронный дом «Санта», «Каменный цветок», «Служба ритуальных услуг» и «Обелиск». По экспертным оценкам, сейчас определяют ситуацию на рынке первые три из упомянутых организаций. Хотя каких-то 20 лет назад в сфере ритуальных услуг царил монополист, который сейчас получает около 2% всех заказов от частных лиц, занимаясь преимущественно захоронением невостребованных тел.

Наперекор монополисту

Чтобы оценить нынешнее состояние рынка и перспективы развития его игроков, стоит вернуться к тому, как сфера ритуальных услуг формировалась, благо поворотов в этой истории столько, что хватило бы книгу написать. Но мы ограничимся основными вехами. Восстановить их в памяти нам помогли Наталья Кожемякина – руководитель «Санты», Сергей Мустафа из «Каменного цветка» и Наталья Гузаирова из «Службы ритуальных услуг».

Практически до конца 90-х абсолютным монополистом в сфере продажи ритуальных товаров и осуществления похорон являлось муниципальное предприятие «Ритуал». Нареканий к его работе было более чем достаточно. В те времена смерть близкого человека оборачивалась не только горем для родных, но и необходимостью беготни по оформлению документов, приобретению для похорон всего необходимого, начиная от такни для обивки гроба и кончая венками. Хорошо, если отошедший в мир иной работал на крупном предприятии, тогда гроб, крест и копальщиков могилы можно было попросить там. Если нет, то приходилось довольствоваться ритуаловскими товарами и услугами.

Наталья Кожемякина, занимавшаяся в середине 90-х бизнесом, с ритуальной сферой никак не связанным, случайно познакомившись в одной из поездок в Польшу с попутчицей, ввозившей в Россию товары ритуального назначения, задумалась о смене направления деятельности. Неизвестно, сколько бы мысль оформлялась в бизнес-план, если бы не внезапная смерть мамы. Несмотря на обширные знакомства и возможности, Наталья вдоволь испила чашу эмоций от похорон «а ля Ритуал», после чего решила – бизнесу быть. Так в феврале 1997 года на свет появилась первая частная организация в сфере ритуального бизнеса – «Санта».

На первоначальном этапе из-за ряда соображений руководитель «Санты» не решалась стать полноценным конкурентом «Ритуала», поэтому организацией похорон не занималась, а лишь продавала ритуальные товары. Но время пришло, с появлением определённого опыта и желания роста бизнеса «Санта» начала оказывать полный спектр ритуальных услуг.

Нести бремя недовольства «Ритуала» и непонимания горожан, больше доверявших муниципальному предприятию, чем частному, в одиночку «Санте» долго не пришлось. В 2003 году из Казахстана в Березники, к родственникам жены приехал на постоянное место жительства плотник по профессии и человек непростой судьбы Сергей Мустафа. Опыт изготовления гробов и венков у него был, поэтому средства, зарабатываемые на одном из городских предприятий, Сергей Валентинович вкладывал в развитие собственного бизнеса. Начал опять-таки с продажи венков, и лишь спустя несколько лет стал оказывать полный комплекс услуг.

Кто во что горазд
В поле зрения средств массовой информации ритуальные фирмы попали в 2007-08 годах, когда, по выражению Сергея Мустафа, конкуренция дошла до уровня «кто во что горазд».

Сам Сергей Валентинович искал заказчиков, получая адреса скончавшихся пациентов больниц и объезжая их родственников. Быть вестником смерти оказалось делом очень сложным психологически, а порой и вызывало негативную реакцию потенциальных клиентов, и со временем от идеи пришлось отказаться. Вместо этого «Каменный цветок» поставил палатки со своим товаром возле прощального зала, агенты фирмы старались не только продать товар, но и направить покупателя в офис для заключения договора. Также за счёт «Каменного цветка» был проведён косметический ремонт в прощальном зале первой горбольницы: не в рекламных целях, а в интересах людей.

Впрочем, проблема переполненности прощального зала (особенно после выходных или праздников, когда одновременно хоронили по несколько человек) этим не решилась. Зато свой вариант выхода из ситуации оказался у «Санты»: вместо палаток похоронный дом поставил напротив прощального зала дополнительный прощальный павильон, опять-таки не для рекламы и выгоды, но для удобства родственников усопших.

Однако заботу друг друга о горожанах конкуренты не оценили. В результате разбора жалоб городская администрация все объекты на площадке у прощального зала горбольницы потребовала убрать. Хотя необходимость в обустройстве нормального просторного места прощания была, очевидно, необходима.

Попрощаться по-человечески
Собственно, вокруг прощальных залов основная эволюция ритуального бизнеса в последние 5-7 лет и происходила. На уровне общегородской проблемы её регулярно, когда вопрос заходил о формировании бюджета, озвучивал депутат городской Думы Валерий Колпаков. Были даже выделены средства на проектирование нового прощального зала. Городская власть собирала руководителей ритуальных фирм, чтобы те совместно взялись за строительство такого зала, но те совместно не пожелали, во избежание вероятных конфликтов в будущем.

Одно время обсуждалась идея строительства прощального зала с крематорием на новом городском кладбище в Дурино. Но когда выяснилось, что на кладбище из-за высоких грунтовых вод топит могилы, проект затих. Впрочем, перспективы у него и без этого не было – по подсчётам ритуальщиков, окупаемость проекта уходила за 30 лет.

И всё же прощальный зал появился, прямо рядом с действующим городским кладбищем. Возвела его организация, доселе ритуальным бизнесом не занимавшаяся. Таким образом, в декабре 2011 года в этой сфере бизнеса появился новый серьёзный игрок с броскими преимуществами – «Служба ритуальных услуг».

Примечательно, что особой зависти старожилы рынка ни к новичку, ни друг к другу не испытывают. Поскольку зависть – ощущение непродуктивное. Они просто развиваются – каждый в соответствии со своими стратегиями. Учась на передовом опыте, реализуя собственные идеи, они уже привнесли в Березники культуру прощания с теми, кто не вернётся никогда. И, по большому счёту, помогают переносить горе. А это – дело богоугодное.

Отметим, что средняя стоимость похорон в Березниках составляет 20-25 тысяч рублей. О том, что и за какие деньги сейчас предлагают основные участники рынка ритуальных услуг, что планируют усовершенствовать в ближайшей перспективе – читайте далее.

Кстати
В России могут ввести нормы похоронной этики: ФАС разработала законопроект, запрещающий похоронным агентствам навязывать свои услуги. Ритуальные агентства будут бороться за право на помощь при захоронениях. А места для захоронения будут предоставляться в порядке очередности. Покупать участки можно будет только на частных кладбищах, организация которых также предусматривается законопроектом. Кроме того, законопроект допускает повторное использование места захоронения при отсутствии родственников либо лиц, ухаживающих за могилой, или с их согласия, но спустя не менее 25 лет со дня погребения.

А как у них?
Погребальная служба Чехии предоставляет гражданам более 40 видов услуг, в том числе обеспечение гостиницей и питанием людей, приехавших на похороны из других мест проживания, и обратным билетом на поезд или автобус. Швейная промышленность специально выпускает недорогую одежду для обряжания умерших. В отличие от магазинов похоронных принадлежностей в городах нашей страны, в похоронных бюро Чехии принадлежности и предметы ритуала не продаются и их образцы не выставляются. Комплект похоронных принадлежностей доставляется к месту нахождения умершего.

Во Франции существуют дома прощания. Туда забирают тело из морга и хранят в специальном помещении, оборудованном холодильными камерами. Имеются специальные залы, где установлены гробы и звучит органная музыка. Родственники могут находиться при усопшем круглосуточно.

Отличительной особенностью погребальной культуры Швеции является организация работы кладбищ (в Швеции почти нет колумбарных стен и захоранивают в могилу гроб или урну). Под захоронение отводится стандартный участок без оград, отсутствие оград позволяет экономить до 20 % территории кладбища, которая отводится под прилегающие дорожки. Участок под захоронение арендуется сроком на 25 лет/

Источник:  «Городская газета»