Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Детки или деньги?

Новейшая история Березников знает крайне мало случаев, когда горожане активно возмущались строительству того или иного объекта. Правда, во всех случаях возмущаться было уже поздно, ведь соответствующие решения были к тому времени приняты. В ситуации с возможным строительством автозаправки на пересечении улиц Карла Маркса и Уральских танкистов березниковцам дают шанс выразить протест так, чтобы он был услышан. По большому счёту, выбор таков: детский сад и жильё или автозаправка.

Огнём и судом
Эпопея с недостроенной автозаправкой пошла уже на второй десяток лет своей истории. В бытность главой города Александра Мошкина небольшой участок муниципальной земли (363 квадратных метра) был предоставлен под это самое строительство. Жители близлежащих домов (улицы Юбилейная, Лермонтова, Карла Маркса и Уральских танкистов), поминая недобрым словом того неизвестного им чиновника, что подписал разрешение, охотно поделились с журналистом «Городской газеты» воспоминаниями. Вспомнили о том, как новоявленные владельцы земли вломились на бульдозерах в огород рядом стоящего частного дома, снесли посадки и водрузили металлическую колонну в основание будущей АЗС. Хозяин дома и участка пытался было противостоять, но мы все помним, какие тогда были времена и как проводились переговоры: деревянный домишко строптивца «случайно» сгорел.

В итоге ретивые бизнесмены прикупили к тому участку, что взяли у муниципалитета, ещё два куска по 408 квадратных метров – тех самых, погорелых. И всё бы хорошо у них было, но тут как раз закончилось действие экологической экспертизы и Березниковский городской суд решением от 27 сентября 2002 года запретил землепользователю осуществлять деятельность по размещению АЗС. Победа? Не так всё просто.

Власть попыталась, но решать народу
Новый виток события получили с 2006 года. Сначала 31 января городская Дума утверждает генеральный план города, подразумевающий строительство на пустыре, протянувшемся вдоль улицы Уральских танкистов, жилья площадью 9500 кв. метров. 25 апреля 2007 года некий пермяк Андрей Власов становится собственником вышеназванных участков. Затем 31 июля 2007 года городская Дума утверждает Правила землепользования и застройки в городе Березники, согласно которым вся территория, заключённая в квадрат из улиц Юбилейной, Карла Маркса и Уральских танкистов, получила зональное предназначение Ж-1 (многоквартирные дома до 5 этажей).

Однако ещё год после этого всё было тихо. В августе 2008 года Андрей Власов, а в июне 2009 года некий гражданин Н.А.Репин обращаются в администрацию города с вопросом по изменению зоны Ж-1 в зону П-4 (производственно-коммунальные объекты), в которой строить АЗС уже разрешено. В обоих случаях по этому поводу проходят заседания комиссии по землепользованию и застройке, на которых после дискуссий решают не рисковать благополучием экологии микрорайона, не лишаться значительных площадей муниципальной земли под застройку (санитарная зона АЗС «выбила» бы ещё свыше тысячи квадратных метров) и в переводе зоны отказывают. На предложение построить на своём участке что-нибудь соответствующее зонированию бизнесмены не соглашаются, поскольку у них специфический бизнес – автозаправки. На предложение о выкупе уже не соглашается городская администрация.

Примерно в это же время жители многоэтажки №31 по улице Юбилейной (порядка 500 человек) подписывают обращение к руководству города с требованием не допустить строительства заправки.

Намаявшись с противодействием в Березниках, собственник земли подаёт в суд в Перми, и в июне 2011 года суд вынес решение в пользу истца, разрешив строительство АЗС. Однако без изменения зонирования земельного участка стройке всё равно не быть. Городская администрация пытается опротестовывать, сколько позволяют возможности, но в конце ноября 2012 года комиссия по землепользованию и застройке готовит соответствующие изменения.

Примечательно, что городской программой, предусматривающей увеличение количества мест для детей детсадовского возраста, пустырь рядом со спорным участком уже отведён под строительство детского сада (на это не требуется изменять зонирование). Но если заправка появится, то санитарная зона от неё покроет не только часть территории детсада, но и вплотную подойдёт к стенам домов частного сектора. Понятно, что при таком раскладе разрешения от санитарных служб на строительство детского учреждения не видать.

Кроме того, столь серьёзные изменения в градостроительную документацию вносятся только на основании публичных слушаний. Теперь вся надежда на людей. Но интересна ли им эта проблема?

Кому это надо?
Поскольку участвовать в публичных слушаниях и знакомиться с их материалами может любой совершеннолетний березниковец, журналист не упустил возможности посмотреть документы, относящиеся к проблеме. Судя по схемам и эскизам, на приобретённой земле Власов сотоварищи намерены возвести заправочный комплекс, операторскую, магазинчик и кафе, а подъездные пути, парковку – уже на земле муниципальной. Губу, в общем, раскатали. Причём о намерении бизнесменов расширить проезжую часть близлежащих улиц, оборудовать её пешеходными дорожками, переходами и светофорами в документах ни гу-гу.

А без всего вышесказанного – никак. Отправляясь вечером буднего дня пообщаться с жителями микрорайона, журналист стал свидетелем не просто активного, а весьма активного и насыщенного движения на перекрёстке улиц Карла Маркса и Уральских танкистов. Причём движение это никоим образом не регулируется. И это ещё не все сложности:
– рядом один из аварийнейших перекрёстков города (Юбилейная – Карла Маркса);
– в случае ремонта на Юбилейной транспорт отправляется в объезд по и так полуразбитой улице Уральских танкистов, вдоль которой практически нет пешеходных дорожек (люди идут по краю проезжей части).

В итоге становится очевидным, что увеличение транспортного потока, к которому приведёт строительство АЗС, без обеспечения дополнительных мер безопасности просто немыслимо. Кто обеспечит эту безопасность? Пермские дяди? Ага, сейчас, все дела бросят… За всё в конечном итоге заплатит городской бюджет. Нормально так, да: решать проблемы своего бизнеса за счёт территории, где работаешь?

Так сложилось, что жители частного сектора, с которыми удалось пообщаться, имеют квартиры в 31-м доме по Юбилейной. Спустя почти пять лет после того, как они направили свой протест с пятьюстами подписей, их мнение относительно возможности строительства заправки не изменилось.
– Здесь и без того прохода от транспорта нет, – сетует молодая мама, назвавшаяся Ириной, – с двух сторон оживлённые опасные дороги, через двор и арку машины постоянно ездят, страшно детей одних даже просто во двор погулять выпустить, а им же и по окрестностям побегать хочется. Воздух очень грязный. О какой санитарной зоне в 40-50 метров вы говорите? Здесь зимой в холодные безветренные дни просто туман из выхлопов сутками висит, дышать тяжело, люди болеют. А с этой заправкой выхлопов в наши окна станет в разы больше. К тому же шум транспорта будет круглосуточным, а свет заправки будет всю ночь бить в окна. Хотят зону «П», вот пусть и идут в п… А мы в своей «Ж» хотим жить.

С молодой мамой согласился пенсионер Иван Лыткин, один из инициаторов того «письма пятисот»:
– Никакой тут заправки! С советских времён во всех генпланах города этот район отводился под жильё, до самого хлебозавода. Хотят строить жильё – это правильно. Детский сад – отлично. Но никаких промышленных объектов. Если моё мнение важно, постараюсь прийти и высказать его публично.

Житель частного дома №10 по улице Лермонтова Александр, в чьи окна сейчас смотрит остов заправки, согласен, что пустырь со свалкой надо ликвидировать, но не путём строительства АЗС: – Пусть строят детсад, он сюда хорошо впишется. Что касается заправок, в центре города они не нужны. Вполне хватает тех, что есть на окраинах: сейчас в какую сторону ни поедь, будет АЗС: на Юбилейной, на Околице, на Советском проспекте, на Тельмана, на Парижской Коммуны, за Новожилово. До ближайшей заправки и любой точки города меньше 10 минут езды. Я не понимаю, как они получили разрешение тут строить и как суд выиграли. Но могу догадываться, как это делается. Мы – против, и это скажем. Им плевать на наши интересы, нам наплевать на их личную корысть.

После протеста
Публичные слушания по изменениям в Правила землепользования и застройки проходят с 14 марта по 14 мая. Ознакомиться со всеми необходимыми материалами можно в управлении архитектуры и градостроительства (ул. Пятилетки, 51, с 8-30 до 17-30). Там же принимаются предложения в письменной форме до 12 часов 14 мая. В этот же день в КДЦ состоится итоговое мероприятие публичных слушаний. Мнения, высказанные в ходе слушаний, будут предоставлены главе города, и он будет решать, выносить этот вопрос на городскую Думу или нет.

Решение об отказе пермские бизнесмены теоретически могут оспорить. Однако таких прецедентов ещё не было.

Источник: «Городская газета»