Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Через банковские тернии к кредитным звездам

 

Объемы кредитования малого бизнеса могут сократиться в связи с ужесточением требований Центробанка страны к рисковой политике банков

Предпринимателям в ближайшей перспективе вряд ли стоит рассчитывать на заметное упрощение доступа к кредитным ресурсам. В условиях ужесточения требований Центробанка к рисковой политике финансовых организаций банкиры станут осторожнее относиться к малым предпринимателям как к наиболее уязвимым заемщикам. Отказываться от работы в этом сегменте они не станут, но деньги для малого бизнеса могут подорожать.

Низкую доступность банковских кредитов малый бизнес уже не первый год причисляет к основным факторам, сдерживающим развитие предпринимательства в стране. По данным исследования «Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2012», проведенного общероссийской общественной организацией «Опора России», для 26% опрошенных получение кредита сроком до года сопряжено со значительными трудностями, для 12% – практически невозможно. Чем длительнее срок необходимого финансирования, тем труднее малому бизнесу его получить: кредит на срок от одного до трех лет представил сложность для 27% предпринимателей, стал практически невозможным – для 14%. В отношении ссуд более чем на три года ответ «невозможно» дали 17% респондентов.

Всегда под прицелом

С одной стороны, банки в последние годы активно устремились в сегмент кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ), так как он позволяет диверсифицировать портфель и более маржинален, нежели кредитование крупных кредитов. И действительно, в определенной степени кредитные организации финансируют «малышей», наращивая портфели таких кредитов.

Так, в МСП Банке объем поддержки МСБ в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) по сравнению с началом 2013 года вырос за январь-февраль на 11,8%, до 25,8 млрд рублей. Как отметила заместитель председателя МСП Банка Анна Зверева, если в прошлом году объем выданных кредитов в среднем ежемесячно увеличивался на 3,2 процентного пункта (38% за весь год), то обозначившийся в первые зимние месяцы 2013-го рост объема займов оказался вдвое выше среднего помесячного показателя 2012-го.

«Цифры свидетельствуют, что 2012 год стал вполне успешным для нас в сфере кредитования малого предпринимательства. Так, остаток ссудной задолженности по специализированным продуктам для малого и микробизнеса по сравнению с предыдущим годом удвоился и составил более 21 млрд рублей», – говорит заместитель председателя Северо-Западного банка Сбербанка России Алексей Мельников. По его словам, представители малого бизнеса получили в Сбербанке 8 тыс. кредитов на 17,5 млрд рублей, в том числе более 5,3 тыс. кредитов выданы по программе беззалогового кредитования.

Однако показатель отказов банков малому бизнесу остается сравнительно высоким. Как отмечает начальник отдела малого бизнеса филиала ВТБ24 в Санкт-Петербурге Петр Чурин, отказы по заявкам на стандартные кредиты, предусматривающие предоставление залога, составляет около 40%. «В основном это происходит на этапе финансового анализа», – уточняет он.

Обвинять кредитные организации в том, что они недостаточно финансируют МСБ, конечно, не стоит. Проблема носит системный характер. Этот бизнес в России поставлен в условия, при которых большинство предприятий имеют не совсем прозрачную финансовую отчетность, многие не обладают ликвидными залогами. А банки – это прежде всего коммерческие предприятия, призванные уделять внимание рисковой составляющей бизнеса.

«Формальные требования к качеству выдаваемого кредита применимы к крупному и среднему бизнесу, у малых же компаний своя специфика, которая эти нормативы использовать не позволяет, – подтверждает заместитель председателя по работе с корпоративными клиентами банка „Александровский“ Сергей Иванов. – У такого бизнеса не всегда грамотная и прозрачная финансовая отчетность, поэтому чаще всего для оценки таких клиентов банки прибегают к скоринговым схемам. Когда малые предприниматели обращаются в банк за финансированием, они мало что способны предложить в качестве обеспечения по кредиту. Максимум – вложить какую-то долю собственных средств в реализацию проекта».

Рисковая составляющая при кредитовании МСБ весьма высока. И не только в силу вышеперечисленных причин, но и потому, что такой бизнес в России постоянно живет в условиях крайней неопределенности. А меры, принимаемые государством в последние годы, скорее направлены против предпринимателей, нежели на их поддержку. Лоббирование интересов крупного сетевого бизнеса, в том числе в ритейле, запрет на продажу пива и спиртных напитков (которые приносили малой рознице около 30% оборота), существенное увеличение страховых взносов во внебюджетные фонды (для некоторых категорий бизнеса их впоследствии снизили, но первый удар ощутили все), двукратное увеличение для индивидуальных предпринимателей выплат в Пенсионный фонд – все эти шаги отнюдь не способствуют выживанию МСБ. И банки, отслеживая эти события, не могут не сомневаться в кредитоспособности таких клиентов в перспективе.

Впрочем, и сами предприниматели, поставленные в такие условия, не спешат разворачивать высокую инвестиционную активность. «По сравнению с предыдущим годом активность малых предпринимателей в этом году осталась на прежнем уровне, – констатирует Петр Чурин. – Развитие малого бизнеса в Санкт-Петербурге, как, наверное, и в любом другом крупном городе России, в условиях острой конкуренции и существующей системы налогообложения происходит за счет поиска новых источников финансирования, возможностей диверсификации бизнеса, новых способов оптимизации затрат, более рентабельных источников закупки и сбыта продукции».

Риски вверх

Ужесточение требований Центробанка к рисковой политике кредитных организаций не может не повлиять на объемы кредитования предприятий МСБ. На взгляд первого заместителя председателя правления Банка БФА Евгения Мищука, в связи с ужесточением норм по расчету достаточности капитала банка (коэффициента H1), а также планируемым внедрением принципов «Базеля III» определенное сокращение объемов кредитования в целом на рынке произойдет.

«Прежде всего это коснется сегмента средних и малых предприятий, – полагает она. – В большинстве случаев у них нет достаточного количества ликвидных залогов, финансовая грамотность некоторых довольно невысокая. Поэтому для кредитования подобных клиентов банки, вероятно, будут вынуждены создавать дополнительные резервы, и многие финансовые организации, для которых данное направление не является профильным, сократят объемы выдачи ссуд МСБ. В целом кредитование продолжится, но масштабы и развитие этого сегмента будут сдерживаться требованиями к надежности заемщиков, которые банки будут предъявлять, в том числе в рамках политики регулятора».

Существенное падение кредитования малых компаний не прогнозируется, так как этот сегмент для многих кредитных организаций остается одной из немногих альтернативных ниш для развития корпоративного бизнеса. По словам управляющего Санкт-Петербургским филиалом Транскредитбанка Елены Кондратюк, количество крупных компаний на Северо-Западе невелико, и большинство из них уже крепко связаны сотрудничеством с определенными кредитными организациями. «Поэтому остальные банки заинтересованы в работе с МСБ: здесь есть пространство для маневра. Такой клиент более мобилен и готов менять банк, если ему предложат более интересные условия», – убеждена она.

При этом стоимость финансирования вполне может вырасти, что естественным образом скорректирует объемы выдачи. Уже сегодня далеко не каждый небольшой бизнес способен потянуть ставку 18-24%. «Объемы кредитования МСБ в связи с ужесточением рисковой политики, скорее всего, не сильно сократятся, но банки будут компенсировать риски и рост объемов резервирования повышением процентных ставок. Что опять же увеличит нагрузку на малый бизнес, – считает заместитель председателя правления ЗАО «КАБ „Викинг“» Юрий Мунтян. – Кредитовать банки все равно будут, особенно это касается тех, у кого это одно из основных направлений деятельности. Банки, в силу своего масштаба и возможностей не работающие с крупными корпоративными клиентами, ориентируются именно на МСБ, и другого выхода, кроме как продолжить развивать данное направление, у них не останется».

Крупные финансовые организации, которые активно этот сегмент не развивали и имеют возможность отказаться от кредитования МСБ, вероятнее всего, так и сделают. Это может сказаться на общих объемах кредитования предпринимателей в целом по рынку.

В вопросе рисков при кредитовании МСБ имеет значение и соотношение срочности пассивов и активов. В банковской системе по-прежнему ощущается дефицит длинных ресурсов. «Предприниматели запрашивают преимущественно кредиты сроком на три года, а корпоративные депозиты размещают в среднем на полгода, максимум – на год. И вклады населения в большинстве своем рассчитаны на год, – рассказывает Сергей Иванов. – Соответственно, кредитование длинных проектов короткими деньгами увеличивает риски кредитных организаций. Безусловно, банки продолжат работать с МСБ, потому что эта категория клиентов занимает большую долю кредитного рынка. Однако высокой динамики ждать все же не стоит, а ставки, скорее всего, увеличатся».

Ослабить поводок

На темпах роста кредитных портфелей банков в сегменте МСБ может сказаться и сокращение числа индивидуальных предпринимателей, которые активно снимаются с учета в налоговых органах, в связи с тем что с 2013 года вдвое увеличены отчисления в Пенсионный фонд РФ именно для этой категории бизнеса. По оценке аналитического центра МСП Банка, в связи с этим потери рынка могут превысить 30 млрд рублей. «Повышение отчислений в Пенсионный фонд, которое уже привело к росту количества индивидуальных предпринимателей, снимающихся с налогового учета, скажется и на банках, активно кредитующих данных заемщиков. Безусловно, если этот процесс продолжится, возможностей для кредитования этого бизнеса у банков станет меньше», – признает Елена Кондратюк.

Индивидуальные предприниматели – не самые активные заемщики по сравнению с представителями МСБ других форм собственности, поэтому для банков этот фактор пусть и неприятен, но не катастрофичен. «На сегмент клиентов, с которыми работаем мы, данное изменение повлияет в меньшей степени, – уверен Петр Чурин. – Есть и другие, более значимые факторы, оказывающие существенное влияние на объемы кредитования. Например, изменения во внешнеэкономической среде. Они, безусловно, сказываются на стоимостных условиях кредитования и, как следствие, на размерах кредитования».

Банкиры сходятся во мнении, что проблема доступа МСБ к финансированию не решится без вмешательства государства. Программы финансирования банков на цели кредитования малого бизнеса существуют, но этого явно недостаточно. Прежде всего необходимы меры, направленные на увеличение кредитоспособности предпринимателей: снижение налогового бремени, административного давления. Тогда малый бизнес станет более прозрачным и устойчивым, а значит, менее рисковым с точки зрения банков.

«Многие банки смотрят на малых предпринимателей с определенной долей осторожности, исходя из своей рисковой политики, поэтому государству надо уделять больше внимания этому сегменту бизнеса, – замечает заместитель управляющего филиалом Абсолют Банка в Петербурге Андрей Рублев. – Главная задача – взять реальный курс на развитие МСБ, как, например, это произошло с ипотечным кредитованием. В течение десяти лет предпринимались пусть и точечные, но целенаправленные шаги по становлению данного рынка, и теперь с ипотекой работают почти все универсальные кредитные организации, а доступность этого продукта стала выше, чем пять лет назад».

Источник: «Эксперт»