Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

«Договор был честный, а не кабальный»

Напомним, в репортаже с заседания комиссии по социальным вопросам городской Думы речь шла о включении кинотеатра «Мелодия» в план приватизации муниципальной собственности в 2013 году. ООО «НИК» является арендатором кинотеатра и прозвучавшие на комиссии слова, что договор аренды носит «кабальный характер», так как все, «что город имеет, это 8 тысяч рублей ежемесячно за аренду», вызвали у его руководства серьезные возражения. 

Иная математика

Из письма в редакцию генерального директора ООО «НИК» Григория Неясова:  «Сумма инвестиций в ремонт кинотеатра и закуп оборудования для кинопоказа составила 28,5 миллиона рублей, а не 15 миллионов, как это было объявлено. Фактическая арендная плата кинотеатра складывается из следующих составляющих:

Инвестиции в реконструкцию здания и оборудование – 28,5 миллиона рублей.

Арендная плата за землю – 4, 6 млн. рублей.

Налог на имущество (собственником реконструированного кинотеатра является управление по распоряжению муниципальной собственностью) – 1, 5 миллиона рублей.

Аренда кинотеатра – 8, 4 тысяч рублей в месяц.

Таким образом, чтобы рассчитать фактическую арендную плату, нужно сложить инвестиционные вложения, сумму аренды земельного участка и сумму налога на имущество, получим 34,6 миллионов рублей. Делим на 180 месяцев (на срок аренды 15 лет), получаем 192, 2 тысячи рублей в месяц, прибавляем 8, 4 тысяч рублей и получаем фактическую стоимость аренды – 200, 6 тысяч рублей, а не 8 тысяч, как прозвучало на заседании комиссии».

– Когда администрация города заявляет, что договор кабальный, то это звучит по крайне мере странно. Никакой не кабальный, а выгодный для города договор. 225 тысяч рублей в месяц – абсолютно корректная плата. Единственно, что деньги не идут в казну, и финансист не может их направить, например, на ремонт дорог, но они ушли на содержание имущества города, – сказал Григорий Неясов при личной встрече с корреспондентом «Вечерки».

С риском для бизнеса

В расчетах генерального директора есть своя неопровержимая логика. В долгосрочную аренду «Мелодию» предприниматель взял в начале 2000-х. Это было время выживания кинотеатра в жесточайшей конкуренции с развитием видеорынка и стремительно распространявшимся Интернетом. В кино люди практически не ходили. Площади единственного в Березниках кинотеатра город сдавал в аренду фирме «БЭСТ», которая худо-бедно сохранявшая кинопоказ, бойко торговала в фойе колбасой.

У березниковского ООО «НИК», заявившегося в объявленном в 2002 году муниципальном конкурсе на право аренды здания «с целевым назначением – показ кинофильмов» практически не оказалось конкурентов (читай: смельчаков). Согласиться в заведомо невыгодных коммерческих условиях вложить в соответствии с договорными обязательствами в реконструкцию кинотеатра и оснащение его современной кино-и звуковой аппаратурой  15 миллионов рублей – это был огромный риск для бизнеса.

Сверх обязательств

Фактически же за десять лет аренды, по словам Григория Неясова,  фирма вложила в кинотеатр почти миллион долларов. Реконструировано и капитально отремонтировано 2517 кв. метров площади (заменены инженерные коммуникации в здании, сделана перепланировка холла, оборудовано кафе-бар, в большом зрительном зале сменены все конструкции, перестелен пол, сделан подвесной потолок, приобретены современные кресла). Кроме того, вновь построено 760 кв. м. – двухэтажный пристрой под еще один малый кинозал на 100 мест, что давало дополнительные преференции у кинопрокатчиков, которые охотнее работают с многозальными кинотеатрами.

Не надо забывать, что реконструировался провинциальный кинотеатр советской эпохи с одним огромным залом на 450 посадочных мест, и придать ему современный вид без кардиальной перестройки здания технически сложно. Легче построить новый.

Не может арендатор согласиться и с тем, что сегодня «Мелодия» – кинотеатр уровня 90-х годов» (цитата из выступления главы города Сергея Дьякова перед депутатами).

Из письма в редакцию:

«Сверх договорных обязательств арендатор за последние полтора года установил в большой и малый залы современное 3D кинооборудование, позволяющее смотреть фильмы в цифровом формате. Общая сумма инвестиций составила 10,5 миллионов рублей. Модернизация и замена оборудования позволила по качеству изображения и звука выйти на передовой уровень, аналогичный уровню лучших кинотеатров Перми и Москвы».

Главная интрига 

Главная интрига заключается в том, что срок аренды истекает в 2017 году, а в план приватизации кинотеатр «Мелодия» включен в 2013 году.  

– Договор был честный. Многомиллионные инвестиции могла окупить только долгосрочная аренда. Я надеюсь, что закон не позволит расторгнуть договор в одностороннем порядке и лишить права аренды людей, которые вложили столько средств, – сказал Григорий Неясов.

Независимо от того, как разрешится данная юридическая коллизия, муниципалитет рано или поздно все равно выставит «Мелодию» на продажу. Впрочем, по словам Григория Неясова, «по закону он и сам может принимать участие в процедуре приватизации». Все дело в цене. Ориентировочная продажная цена, называемая сегодня городской администрацией, – 40 миллионов рублей. А с объявлением аукциона ставки будут расти.

Сценарии будущего

По закону новый собственник обязан сохранить профиль приобретенного здания в течение года. А что дальше? Если здание приобретут под очередной торговый центр, город останется без кинотеатра (кинотеатр «Меридиан» с камерным залом не в счет).

Или возможен иной оптимистичный вариант развития событий?

Эксперты кинорынка связывают будущее российского кинопроката с крупными киносетями. Одиночные одно-двухзальные кинотеатры советской постройки не выживают. Они или закрываются или вынуждены войти в крупные сети. В Перми на сегодня работают две федеральных киносети: «Синема Парк» и «КиноМакс», и одна региональная киносеть «VERY VELLY».

Как правило, крупные киносети ставку делают на мультплексы в торгово-развлекательных центрах. В Перми их несколько. В ТРК «Колизей–Cinema», «Семья», «Столица». В основном это семи-восьмизальные кинотеатры с количеством посадочных мест от 32 до 200. В мультиплексах за счет разнообразия репертуара более высокие кассовые сборы. А зрители имеют возможность смотреть не только голливудские блокбастеры.

Вот только захотят ли пермские кинокомпании прийти на березниковский кинорынок, участвовать в аукционе? Кардинальная перестройка монолитного здания советской эпохи под мультиплекс потребует огромных финансовых вливаний. Три подобных кинотеатра в Перми закрылись. 

Источник: «Березники вечерние»