Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Вагончик тронется? Перрон останется?

«Будет работать березниковский железнодорожный вокзал или его закроют?» – уже не первый месяц березниковцев очень беспокоит этот вопрос. Причём первопричина проблемы скорее экономическая, чем техногенная.

В канун профессионального праздника – Дня железнодорожника – хотелось, конечно, рассказать о позитивных событиях, о героях своей профессии. Но давайте быть честными, куда актуальнее и для самих железнодорожников и для горожан судьба вокзала. А с ней нет никакой определённости. Поэтому и праздником в вокзальных стенах не пахнет.

Да, витает ощущение беспокойства, но без признаков обречённости. Несмотря на сложности вокзал живёт. Работают билетные кассы, есть народ в ресторане и буфете, единственная оставшаяся лавочка для пассажиров тоже не пустует, периодически оживающий динамик громкоговорителя приглашает пассажиров пройти… нет, не в вагон, а на автобус. Благодаря многочисленным цветам здесь очень уютно. А если посмотреть на мозаичный потолок с алюминиевой ребристой решёткой, то можно запросто унестись воспоминаниями в детство, потому что «всё так и было». Хотя не всё, был ведь ремонт, значительно преобразивший здание вокзала снаружи и не столь серьёзно – внутри.

Вот, пожалуй, с этого ремонта мы и оттолкнёмся в нашем небольшом исследовании. Ремонт завершили к приезду президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина. А приезжал он в наш город в декабре 2009 года по большому поводу – открытию пассажирского движения по объездной ветке «Яйва-Соликамск». Эта 53-километровая трасса, построенная за полтора года и 6 миллиардов рублей, стала своеобразной дорогой жизни, поскольку по ней поезда из Березников могли отправляться во все стороны, не опасаясь каверз от подвижек земной поверхности, ибо рельсы проложили вне территорий шахтных полей.

Впрочем, вернуть активное железнодорожное сообщение в сжатые сроки не удалось. Березниковцы уже начали привыкать к жизни без поездов, но с междугородными автобусами. И всё же горожане, возрадовавшись, что на поезд или электричку можно сесть в родном городе, без необходимости ездить в Шиши (станция Березники-Сортировочная), стали к путешествиям поездом возвращаться. Именно тогда появились первые предпосылки нынешней проблемы. И кто знает, сколько бы понадобилось времени, чтобы вопросы экономической целесообразности пассажирских перевозок до Березников встали на повестку дня ОАО «РЖД», если бы…

Глубокий индикатор
Если бы осенью 2010 года не случился провал на железнодорожных путях, как раз на тех, по которым двигались пассажирские составы. Из соображений безопасности отправление пассажиров со станции Березники вновь запретили. Прилегающую к воронке территорию, включая вокзал, поставили на мониторинг.

Примерно через полгода стало ясно, что ситуация стабилизировалась, вокзалу и привокзальной территории ничего не угрожает. Было дано задание – продумать засыпку провала, а с вокзала в направлении Соликамска пошли рельсовые автобусы.

И вот с этого момента логика в событиях теряется. Если можно отправлять пригородный поезд, что мешает делать то же самое с междугородными маршрутами: состав идёт из Березников в сторону Соликамска, сворачивает на объездную ветку, движется до Яйвы, а там – по своему маршруту. Но этого решения не принимается, и горожане, чтобы сесть на поезд, по-прежнему едут автобусом до Шишей. Более того, с 31 октября 2011 года отменяется и рельсовый автобус, хотя к этому моменту провал уже засыпан, и ведётся речь о возможном восстановлении рельсового полотна. И даже о трассе «Белкомур».

Похоже, к тому времени дело было уже давно не в провале, а в других мотивах. Провал только стал индикатором неких внутренних процессов железнодорожного монополиста. Внешне это выразилось в том, что про березниковский вокзал на полтора года как бы забыли. И он жил сам по себе: работали кассы предварительной продажи билетов, буфет, ресторан, комната отдыха. Было налажено сотрудничество с автобусниками…

Холодная весна 2013-го

А весной нынешнего года ситуация ожила. Посадка пассажиров переносится с Березники-Сортировочной в Яйву, и до поезда из Березников становится добираться ещё дольше.

В начале мая Свердловская региональная дирекция железнодорожных вокзалов объявила аукцион на сдачу в аренду площадей на восьми вокзалах, в том числе на березниковском. Судя по тому, что планируемые магазины мелкорозничной торговли и аптеки на вокзале не появились, особого энтузиазма эта идея не вызвала.

В конце мая в Березниках побывает новый состав Правительственной комиссии и вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов. На заседании Морозов заявит, что «РЖД» может закрыть станцию Березники в связи с тем, что «она перестала осуществлять перевозочную и маневровую деятельность в полном объеме». Как вариант, было предложено рассмотреть возможность переноса части деятельности на станцию Заячья Горка.

В целях снижения эксплуатационных расходов вокзал переводится с круглосуточного графика на дневной, закрываются комната отдыха и багажное отделение, сотрудники, достигшие пенсионного возраста, выводятся на заслуженный отдых.

Действия руководства, зачастую производимые без объяснений, обескураживают начальника вокзала Ольгу Прохорову:
– Мы только разрекламировали нашу комнату отдыха, в ней стало останавливаться на время всё больше людей, повысилась доходность – и нам этот источник денег закрыли. Говорят о нерентабельности пассажирских перевозок. Но в единственном поезде «Соликамск-Свердловск» всего три вагона, и купить в него билеты очень сложно, даже в купе, потому что все места распродаются очень быстро. Убрали прицепной вагон до Москвы, который тоже был интересен пассажирам.

После визита Морозова рассматривался вариант о консервации вокзала. Но расчеты показали, что содержание всех коммуникаций и охрана обойдутся дорого, поэтому нас оставили работать, непонятно на какой срок.

Касаясь состояния вокзала и путей, Ольга Николаевна отметила, что здание от происходящих в окрестностях процессов не пострадало. По её мнению, теоретически на путях можно было бы производить посадку и высадку пассажиров поездов даже при нынешних укороченных путях, но эту идею никто не прорабатывает. А идея с вокзалом на Заячьей Горке забыта, потому что никто не хочет в неё вкладывать средства.
– Всё решили наверху, не поинтересовавшись мнением горожан. И главное, мы не единственный вокзал в России, у которого нет пассажирского сообщения. Есть вокзалы, где ходит всего одна-две пары поездов, есть такие, к которым поезда вообще никогда не ходили и они заняты тем, что оказывают услуги. Рентабельность для вокзалов тоже скорее исключение, чем правило, – сетует Ольга Прохорова. – Много ли даст выгоды перевод вокзала на дневной график работы пока непонятно, но неудобство для людей уже очевидно. Недавно был случай, женщина с ребёнком приехала автобусом, уже было поздно, вокзал закрыт, а у неё даже телефона нет, чтобы вызвать такси. Она металась тут в панике, ладно наш сторож дал ей телефон.

Из последних идей относительно судьбы березниковского вокзала, витающих в начальственных головах, до его сотрудников дошла такая, для нашего города модная – снести.
– Будет очень жаль, если на этом пути решения вопроса и остановятся. И не только городу, но и нам. У нас сотрудники по несколько десятков лет работают, есть семейные династии, – делится печалью начальник вокзала. – Когда нам сказали об идее сноса, мы ответили, что ляжем под тракторы и пусть нас вместе с вокзалом закапывают.

В 2016 году березниковскому вокзалу исполнится 50 лет. Исполнится ли? Или подгонят к нему трактора и…
Стена кирпичная,
Часы вокзальные.
Платочки белые,
Платочки белые,
Глаза печальные.
Источник: Городская газета