Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Давай, до свидания…

5 ноября вступает в силу поправка в закон «О безопасности дорожного движения», которая запрещает иностранцам работать водителями, если у них нет российских «прав». Почувствуем ли мы изменения и какие, если пассажирским и грузовым транспортом начнут управлять исключительно россияне?
Не пострадает ли кошелёк березниковца от нововведений?

Депутаты Государственной Думы не перестают «радовать». В конце июля, когда армянский гражданин Грачья Арутюнян, управляя автомобилем на основании армянского же водительского удостоверения, отправил на тот свет 18 человек, протаранив КамАЗом пассажирский автобус, народные избранники принялись обсуждать изменения в законодательство. Дескать, надо обязать всех иностранных граждан, работающих в России водителями, обменять свои национальные водительские удостоверения на «права» российского образца.

Депутаты, похоже, забыли, что 26 апреля 2013 года уже приняли поправки в закон «О безопасности дорожного движения», в которых русским по белому сказано: «Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий».

Поправка эта вступает в силу с 5 ноября вместе с новым пунктом в Кодекс административных правонарушений, предусматривающим штраф в размере 50 тысяч рублей для должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспорта, если они допустили за руль иностранца без российских прав.

Не тормози меня, насяльник…

Вы видите хитрость в этих формулировках, уважаемый читатель? А она там есть. Несколько строк текста всего лишь повелевают не пускать за руль коммерческого транспорта водителей без российских «прав». И от этого якобы всем будет счастье в плане дорожной безопасности. Да с чего это?

У нас что, все ДТП в стране совершаются исключительно водителями-мигрантами с правами своих стран, причём когда они за рулём грузовиков и автобусов? А статистику посмотреть не судьба? Или так увлеклись борьбой с «врагами народа», что некогда? Ведь принятая поправка не отвечает на один простой вопрос: по какой процедуре иностранец может получить российское водительское удостоверение? Кто, где, как и по какой программе будет его обучать? Соответствующих подзаконных документов нет, и появятся ли они за 2,5 месяца, оставшиеся до 5 ноября, неясно.

Возьмём на себя риск предположить, что не появятся. По одной очень простой причине. Как нам пояснили в березниковской ГИБДД, российское водительское удостоверение может получить только российский гражданин или человек с двойным гражданством, одно из которых – российское. Если эту хитрость не изменить (поправкой в закон или принятием целого закона, подробно отвечающего на поставленные выше вопросы), то с 5 ноября все иностранцы будут начисто лишены возможности сесть за руль коммерческого транспорта в нашей стране. Без шансов обучиться и получить российские «права».

Причём даже учитывая фантастическую скорость принятия законов, которую может показать наша власть (три чтения в Думе, одно в Совете Федерации и подписание президентом – и всё дней за 10), без подзаконных нормативных документов, которые должно произвести на свет МВД, работодатели своим сотрудникам-водителям-мигрантам 5 ноября вынуждены будут сказать «Давай, до свидания». А это уже, между прочим…

…передел рынка

При существующем положении вещей, с ноября всех иностранных водителей (мы здесь и далее говорим о сфере бизнеса) должны заменить россияне. И это серьёзное вмешательство в сферу перевозок. Если рано или поздно власти продумают и утвердят возможность обучения и получения российских удостоверений иностранцами, возникнет вопрос, за чей счёт обучать мигрантов (а то и возиться с оформлением двойного гражданства).

Пойдёт ли на это работодатель или предпочтёт взять водителя из местных?

Если опустить проблему до уровня Березников, то она окажется не столь критичной, как в крупных городах и в других регионах. Березниковские предприятия, занимающиеся грузовыми перевозками, и до поправок в закон отдавали предпочтение водителям с российскими «правами», а не с иностранными, переведёнными на русский (сейчас мигранты управляют транспортом как раз на основании заверенных переводов своих национальных прав на русский язык). То же самое касается муниципального пассажирского автопредприятия и предпринимателей, занимающихся междугородными перевозками.

Единственная ниша, в которой присутствие водителей-мигрантов ощутимо – пассажирские перевозки, осуществляемые индивидуальными предпринимателями или небольшими организациями. В немалой степени именно лихие «шумахеры» из среднеазиатских стран стали причиной транспортной реформы, проведённой в своё время березниковским мэром Сергеем Дьяковым. Потому что несоблюдение графиков, превышение скорости, выезд на встречную полосу на ржавой колымаге с целью обогнать остальной транспорт и первым забрать побольше пассажиров стали три года назад причинами многочисленных жалоб березниковцев в городскую администрацию.

Сейчас ситуация в значительной мере поутихла и стабилизировалась. Настолько, что центральная диспетчерская служба смотрит за соблюдением графиков движения, не напрягаясь о том, кто сидит за рулём. И настолько, что в ГИБДД затрудняются выделить в общем количестве ДТП с участием пассажирского транспорта долю вины мигрантов.

Но факт остаётся фактом: если владельцы «маршруток» в какой-то момент предпочли местным водителям мигрантов, значит, в этом была экономическая целесообразность.

– Наш хозяин говорил, что местные водители хотят мало работать и много зарабатывать, а с него требовали обновлять машины, и это требовало больших затрат, – вспоминает начало своей трудовой карьеры молодой водитель «маршрутки», представившийся Таалабеком родом из пригорода Душанбе.

– Я не знаю, как изменилась ситуация сейчас, если нас хотят попросту выбросить и лишить работы. Да, были времена, когда на дорогах Березников некоторые из моих земляков устраивали гонки, попадали в аварии, мяли машины. Конечно, неправильно, но каждый хотел заработать. Потом во всё это резко вмешалась ГАИ и всех приструнила. Да и хозяева постарались от проблемных сотрудников избавиться. И я не понимаю, почему из-за проблем в Москве, из-за отдельных придурков должны страдать мои земляки, работающие по всей России?

– Да разве от того, что вы нас оставите без средств к существованию, сильно уменьшится аварийность на дорогах, – поддерживает земляка коллега лет пятидесяти, назвавшийся Мейрамбеком. – Мы не от хорошей жизни на родине едем работать в Россию. Большую часть денег отправляем семье домой, и это позволяет им жить. Понятно, что в России нарастают свои предубеждения и неприязни к приезжим, но они больше надуманны. Когда мы жили единой страной, таких проблем не было.

Предприниматель, нанявший этих двух мигрантов, не захотел поговорить с журналистом о том, почему предпочитает брать на работу гостей из-за рубежа и как будет решать кадровый вопрос после вступления ограничения на иностранные права. Зато другой представитель сферы пассажирских перевозок Березников, предприниматель Дмитрий Федосеев от новой законодательной нормы никаких проблем не ждёт:

– У меня все водители – россияне. И скажу, что это предубеждение, будто наши земляки плохо работают и просят много денег. Нужно вкладываться в создание нормальных рабочих условий, и люди придут. Ну, а если выжимать из бизнеса максимум в свой карман, то рано или поздно это аукнется. Я целиком поддерживаю идею о том, что в нашей стране за рулём должны работать люди только с российскими правами и российским гражданством. Ничего личного, только логика экономики: отданные россиянину в виде зарплаты деньги будут потрачены здесь, и налоги с них будут заплачены в российский бюджет. А если в других странах такая власть, что заставляет людей уезжать на заработки, то это наверно вопрос к людям, почему у них власть такая. Но вовсе не наша обязанность компенсировать их сложности.

И то верно. Мы уже давно живём не в том дружном СССР, а ином государстве с иными принципами, где каждый сам за себя, ну и, может быть, немного за свою страну.

А цена на проезд по причине смены водительских кадров не увеличится. И стоимость грузовых перевозок тоже. Потому что в Березниках пока эта проблема не главная.

Источник: Городская газета