Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

СКР разработал законопроект для борьбы с налоговой оптимизацией

Следственный комитет России хочет принимать активное участие в отношениях налогоплательщиков с налоговиками. Это может поставить крест на налоговой либерализации.

Следственный комитет России (СКР) разработал законопроект для борьбы с налоговой оптимизацией. Сейчас российский бизнес активно минимизирует налоги, не нарушая формально законов, конструирует для этого различные схемы, в том числе выводит прибыль в офшоры, считает СКР — и предлагает бороться с этим так: ввести в Гражданский кодекс запрет на использование гражданских прав в целях уклонения от уплаты налогов.

Законопроект с такой поправкой (есть в распоряжении «Ведомостей») уже подготовлен и разослан на согласование. В СКР на запрос «Ведомостей» не ответили, но чиновник одного из силовых ведомств подтвердил подлинность документа. В Налоговый кодекс законопроект предлагает ввести понятия «мнимых» и «притворных» хозяйственных операций. Бизнес либо учитывает для налоговых целей операции, которые реально не совершал, тем самым занижая прибыль, либо реальные операции скрывает за фиктивными — и тоже тем самым снижает налоги, пишет в пояснительной записке СКР.

Если законопроект примут, традиционным схемам финансирования бизнеса может прийти конец. Цена вопроса видна по размеру фиктивного иностранного долга: по оценкам «Интерфакс-ЦЭА», примерно $150 млрд иностранных кредитов российских компаний — кредиты от собственных владельцев (это позволяет занизить прибыль компании на выплачиваемые проценты). Это распространенная практика, подчеркивает СКР в записке к законопроекту: налогооблагаемая прибыль переносится либо на фиктивные организации-резиденты, взыскать задолженность с которых невозможно, либо на подконтрольные компании, зарегистрированные в низконалоговых странах. У России с ними есть соглашения об избежании двойного налогообложения, бизнес через них выводит прибыль в офшоры без всяких налогов.

Сейчас со схемами борется Высший арбитражный суд с помощью, например, постановления о необоснованной налоговой выгоде. СКР считает, что запрет надо закрепить в законе. Это необходимо, чтобы привлекать создателей схем к уголовной ответственности, объяснял старший инспектор СКР Георгий Смирнов, а такое возможно только на основании законов.

В Кремле законопро­ект СКР пока не обсуждался, президент Владимир Путин создавать его не поручал, говорит пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Президент просил разработать механизм противодействия выводу капитала в офшоры, а это можно сделать в том числе с помощью такого закона, считает сотрудник силового ведомства.

В правительстве инициативу СКР также пока не обсуждали, рассказывает высокопоставленный федеральный чиновник. Его позиция такова: если схемы законны, наказывать за них нельзя.

Идея СКР небесспорная, комментирует замминистра экономразвития Сергей Беляков: у налоговой и так достаточно инструментов, чтобы раскрывать подобные схемы. К тому же ужесточения в налоговой сфере вызывают вопрос, последовательна ли политика государства, рассуждает Беляков: «В последнее время мы как раз двигались в сторону либерализации — без этого невозможно защитить существующий малый бизнес и создать новый».

Налоговая либерализация — одно из главных достижений президентства Дмитрия Медведева, но в последнее время СКР активно посягает на те реформы и уже добился первого успеха. С 2010 г. МВД утратило право возбуждать налоговые дела самостоятельно (это возможно лишь на основании материалов от налоговиков), СКР давно мечтал вернуть старый порядок, летом этого года написал законопроект и послал на обсуждение в ведомства. Проект вызвал критику экономического блока, а в октябре президент неожиданно внес его в Госдуму.

Надо учитывать, что новый закон будут применять не только налоговики, но и силовики, а значит, риски бизнеса вырастают еще больше, замечает один из федеральных чиновников.

В своих обвинениях следователи и так уже использовали такие термины, как «подставные», «фиктивные», «притворные», но сослаться на конкретные статьи не смогли, вспоминает адвокат Вадим Клювгант, теперь эти понятия будут легализованы и посадить за налоговые преступления будет совсем легко.

Сотрудник силового ведомства просит не нагнетать: когда к правоохранительным органам будут приходить компании, выигравшие дело у налоговиков в суде, они при всем желании будут вынуждены закрыть дело — пока еще действует преюдиция.

Но все равно теперь появится больше возможностей кошмарить бизнес, беспокоятся юристы. «Налоговикам сейчас дали новую игрушку и сказали: применяй, как хочешь», — говорит Вадим Зарипов из «Пепеляев групп». Сложные операции будет проверять рядовой инспектор, объясняет Зарипов: по каким признакам он сможет определить, притворны они или нет?

Налоговику надо проводить целое расследование, а значит, следует указать в законе весь алгоритм его действий, иначе открывается большой простор для творчества, солидарен партнер Paragon Advice Group Александр Захаров: каждую сделку будут проверять под лупой.

Источник: Ведомости