Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Калийная стратегия: что ждет Пермский край при новых собственниках «Уралкалия»

Один из главных и уникальных бизнесов Пермского края – калийное производство – опять меняет собственников. Уже до конца года в структуре акционеров могут появиться две влиятельные как в политическом, так и в экономическом плане фигуры – Дмитрий Мазепин и Михаил Прохоров. Естественно, особую актуальность в этой ситуации приобретают вопросы взаимодействия новых собственников с Пермским краем. Пока что стороны не делают почти никаких заявлений относительно этого вопроса, эксперты также соблюдают нейтралитет, утверждая, что положительные и отрицательные эффекты появления Мазепина и Прохорова в составе акционеров компании будут видны еще очень нескоро.

Смена хозяина «Уралкалия»

В середине ноября группа «Онэксим» Михаила Прохорова завершила переговоры о приобретении 21,75 % акций «Уралкалия» у прежнего контролирующего акционера Сулеймана Керимова. Буквально две недели спустя «Уралхим» Дмитрия Мазепина официально заявил о договоренности касательно покупки 20 % пакета акций и GDR ОАО «Уралкалий». Приобретение будет осуществляться путем скупки разрозненных пакетов, включая акции, принадлежащие структурам Филарета Гальчева и Анатолия Скурова, и на кредитные средства. Уход Керимова из калийного бизнеса считается вынужденной мерой, его причины связывают с жестким прессингом со стороны президента Белоруссии Александра Лукашенко и достаточно спокойной позицией российских властей. Очевидно, что Керимов не ожидал такого «спокойствия», и такой реакции Лукашенко; в конечном счете он привык иметь дело с бизнесменами, а не лидерами союзных государств. Впрочем, Керимов не остался в накладе – свой пакет акций он продает с солидным профитом и спокойно «выходит в кэш»; бизнесмен, похоже, будет продавать не только свою долю «Уралкалия», но и пакет акций строительной компании ПИК, который якобы приобретает экс-сенатор от Пермского края Сергей Гордеев.

Напомним, что Сулейман Керимов пришел в «Уралкалий» в 2010 году. Тогда он совместно с Александром Несисом и Филаретом Гальчевым приобрел 53 % акций за 5,3 млрд долларов у Дмитрия Рыболовлева.

Уже сегодня многие наблюдатели говорят о том, что в России крайне мало успешных примеров совместного управления крупными активами, тем более если в структуре акционеров предприятия появляются такие значимые фигуры. В качестве вероятного сценария развития ситуации называется быстрый выход Прохорова из бизнеса: в перспективе, когда ситуация на калийном рынке успокоится, он, вероятно, перепродаст компанию. «Прохоров в сделке с акциями «Уралкалия» выступает скорее как финансовый спекулянт и, возможно, не захочет активно участвовать в формировании стратегии компании. Практика показывает, что двум крупным олигархам сложно ужиться в одной компании, когда цели инвестиций разные. Полагаю, что через два – максимум три года Прохоров решит выйти. Но на горизонте двух ближайших лет Мазепин и Прохоров смогут скоординировать свои действия и работать на повышение стоимости акций», – считает генеральный директор ИГ «Свободный капитал» Алексей Чернов.

Что касается Дмитрия Мазепина, то это очень компетентный и опытный игрок в «удобренческом» бизнесе. Даже согласно официальному заявлению «Уралхима» ясно, что он намерен принимать непосредственное участие в работе предприятия. В Пермском крае «Уралхим» держит свои дочерние предприятия – филиал «Азот» и «Минеральные удобрения» (ПМУ). В перспективе развития «Уралхим» в кооперации с «Уралкалием» может увеличить объемы производства смешанных удобрений.

Риски для Пермского края

Первый и самый главный вопрос – пополнение бюджета. В совокупности калийный холдинг приносит в консолидированный бюджет Пермского края 10–12 % налоговых поступлений. Напомним, компания переплатила в региональную казну налог на прибыль в размере 7,5 млрд рублей. По закону «Уралкалий» имел право вернуть эти деньги. Правительство заключило с компанией соглашение, согласно которому предприятие в течение трех лет будет платить в бюджет 6 млрд рублей. Пока что, судя по заявлениям правительства Пермского края, сигналов о смене правил игры не поступало, и вряд ли новые собственники «Уралкалия» пойдут на конфронтацию с руководством региона. Все-таки любой мир лучше хорошей ссоры.

Второй открытый вопрос связан с программой расселения жителей Березников. Эта проблема решается как на краевом, так и на федеральном уровне. Согласно программе, которую, как заявлял замминистра регионального развития РФ Сергей Дарькин, планируют принять до конца года, в Березниках необходимо построить микрорайон на 250 тыс. кв. м. На реализацию проекта и переселение туда людей требуется 7,5 млрд рублей: 2,5 млрд рублей на эти цели уже согласились перечислить власти Прикамья, 2,5 млрд ожидаются в виде федеральных субсидий и 2,5 мдрд выделит ОАО «Уралкалий». Краевое правительство и калийщики уже подписали соответствующее соглашение, а вот вопрос с федеральным финансированием до сих пор остается открытым.

Третий немаловажный вопрос – социальных гарантий для самих работников: текущие проблемы с руководством и со сменой собственника стабильности предприятию не придают. «В «Уралкалии» разработаны масштабные планы строительства производства: предусмотрено примерно 12 млрд рублей инвестиций. Коллектив за этим следит очень внимательно: если будет реализовываться программа развития, значит, все утрясется, будет стабильность», – заявлял губернатор Виктор Басаргин в одном из интервью.

Положительные моменты от смены собственников «Уралкалия» также пока туманны. Так, от Прохорова ждут политической активности в Пермском крае, появления нового бизнеса в лице группы «Онэксим». А Дмитрий Мазепин, дополнительно упрочив свои позиции в регионе, может увеличить объем производства по всем направлениям своего бизнеса – от предприятий холдинга «Уралхим» до «Галополимер Пермь».

Мнение аналитиков

Алексей Чернов, генеральный директор инвестиционной группы «Свободный капитал»:

Дмитрий Мазепин возглавляет «Уралхим», и ему знакома специфика рынка удобрений, для него инвестиции в «Уралкалий» ближе, чем для Михаила Прохорова, и могут носить более стратегический характер. Но в данном случае смущает, что акции приобретались на заемные средства. Не исключено повторение ситуации с Керимовым, когда все начали распродавать свои активы и произошла смена собственников. Прохоров в сделке с акциями «Уралкалия» выступает скорее как финансовый спекулянт и, возможно, не захочет активно участвовать в формировании стратегии компании. На социальных программах, которые «Уралкалий» запускал для своих сотрудников, это, скорее всего, не скажется. Но надо отличать собственные программы «Уралкалия» от тех, которые навязаны правительством региона. Мазепин и Прохоров – это финансовые инвесторы. Полагаю, что соглашения с регионом, социальные и налоговые, скорее всего, будут пересмотрены. Нежелание новых инвесторов соблюдать прежние договоренности, достигнутые без их участия, ни в коей мере не противеречат ни юоридической, ни деловой этике.

Андрей Шенк, аналитик Инвесткафе:

Я думаю, что Прохоров рассматривает инвестиции в «Уралкалий» как финансовые вложения, в то время как для «Уралхима» это скорее стратегическая инвестиция, которая позволит захеджировать риски компании от роста цен на хлористый калий. Однако в целом, я думаю, интересы совпадают – это рост капитализации и рост дивидендных выплат. По моему мнению, Прохоров рассматривает данные инвестиции на срок не менее 4–5 лет, однако не исключено, что при благоприятной конъюнктуре он может продать актив и ранее. Управление компанией будет осуществляться через совет директоров, поэтому необходимо дождаться избрания состава нового совета директоров, а также избрания менеджмента компании. Если команда будет изменена, то не исключено, что в способах управления компанией могут произойти изменения. Социальные программы больше зависят от менеджмента компании, нежели от акционеров, так что, опять же, многое зависит от того, будут ли изменения в менеджменте или нет.

Станислав Кузнецов, ведущий аналитик ООО «ИК «Витус»:

Пока рано давать какие-либо оценки относительно реального интереса Прохорова и Мазепина в покупке «Уралкалия». Важно одно: смена собственников – это главное условие урегулирования конфликта и восстановления отношений с белорусской стороной. При этом у Прохорова имеются денежные средства на покупку пакета «Уралкалия». А белорус Мазепин может способствовать восстановлению партнерских отношений с «Беларуськалием»; кроме того, Мазепин разбирается в том, как работает бизнес по производству минеральных удобрений.

Согласно комментариям Прохорова и Мазепина, покупка «Уралкалия» – это стратегическая инвестиция в предприятие, которое занимает хорошую позицию на рынке и имеет огромное значение в мировой экономике. Будучи ведущим мировым производителем и главным участником этого рынка, «Уралкалий» имеет хорошую возможность вырасти в цене.

До окончательной смены собственников «Уралкалия» говорить о каких-либо изменениях в социальных программах компании в Пермском крае преждевременно. Что же касается вопроса о налоговых переплатах, то по последней имеющейся информации «Уралкалий» не намерен требовать возврата 7,5 млрд рублей излишне уплаченного налога на прибыль. Компания предложила правительству Пермского края использовать эти деньги в порядке зачета при уплате налога на прибыль в течение нескольких последующих налоговых периодов. Кроме того, в настоящее время «Уралкалий» ведет переговоры с правительством Пермского края с целью обеспечения дополнительного дохода в региональный бюджет. Один из вариантов – установить авансирование в размере до половины начисляемого налога на прибыль за соответствующий квартал до полного списания возникшей переплаты, уточняют в компании.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

Очевидно, что сейчас новые собственники будут стремиться к тому, чтобы компания стала максимально эффективной, у нее росли объемы производства, а главное – прибыль, ведь им надо возвращать средства, потраченные на приобретение «Уралкалия». То есть решение производственных вопросов, определение дальнейшей стратегии развития сейчас будет ключевой задачей. Не исключено, что одним из ключевых вопросов для компании в ближайшее время может стать определение дальнейшей стратегии действий на международных рынках, укрепление ее позиций в мире. Вопрос возобновления сотрудничества с белорусским производителем тоже будет обсуждаться, но вряд ли это произойдет в ближайшее время. Кроме того, вопрос возобновления этого сотрудничества в первую очередь будет зависеть от конъюнктуры на рынке калийных удобрений: если она будет улучшаться, то сотрудничество будет возможным, а если же она останется такой же, как сейчас, или станет еще хуже, то вероятнее всего, что каждый будет выживать в одиночку.

Естественно, что компания продолжит выполнять все свои социальные обязательства, потому что их с нее никто не снимал. Но вряд ли стоит ожидать, что она в ближайшее время начнет реализовывать какие-то значимые проекты. И потому, что компания только приобретена новыми владельцами, но главное, что к этому не располагает экономическая ситуация. Будет более чем достаточно уже того, что компания выполняет все свои текущие обязательства перед бюджетами, регионом, трудовым коллективом. А если ситуация в экономике начнет улучшаться, то не исключено, что компания рассмотрит возможность взятия на себя каких-либо дополнительных социальных обязательств.
Источник: Федерал-Пресс