Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Закатали миллионы. Как расходовались деньги на дороги в Пермском крае

Счетная палата РФ проверила исполнение приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в Пермском крае за 2017 год. Результаты получились ошеломляющие: по некоторым объектам стоимость работ завышена, либо затраты признаны нецелевыми. Также краевые власти не довели до федеральных органов в срок лимиты бюджетных обязательств.

Прошлый год в Пермском крае ознаменовался бумом дорожных ремонтов. В 2017 году на строительство и ремонт трасс было выделено 4 млрд рублей. Из них 1,1 млрд рублей из федерального бюджета. На эти деньги было построено 45,4 км и отремонтировано 799,7 км. С привлечением федеральных средств ремонтировалась часть шоссе Космонавтов, ул. Пушкина от Островского до Комсомольского проспекта, бульвар Гагарина от площади Дружбы до ул. Старцева в Перми.
Средства краевого бюджета были выделены на организацию улично-дорожной сети в ЖК «Любимов» в Березниках, капитальный ремонт моста через реку Вож в Добрянском районе, реконструкцию дороги Кунгур-Соликамск-Чашкино в Соликамском районе и другие объекты.

Среди значимых объектов стоит отметить строительство Восточного обхода Перми (II очередь от Сылвенского тракта до Бродовского тракта), транспортной развязки на автодороге Пермь-Усть-Качка на подъезде к новому аэровокзалу. В Перми самыми масштабными проектами были ремонт ул. Пушкина от ул. Николая Островского до Комсомольского проспекта и Северная дамба.

Именно к ремонту Северной дамбы у проверяющих и возникли вопросы.
Тише едешь — дальше будешь

Контракт на ремонт Северной дамбы (ул. Уральская от ул. Парковой до ул. Розалии Землячки) был заключен с ООО ТСИ Пермь на 217 млн 849 тыс. рублей еще в мае. Все работы планировалось провести за 45 дней с 17 июня по 31 июля. Они были разделены на несколько этапов. Движение для автомобильного транспорта открылось с 1 августа, для трамваев — с 1 сентября. Ремонтные работы на Северной дамбе продолжались все лето и осень.
В конкурсной документации к контракту позже был опубликован новый график проведения работ, согласно которому строительно-монтажные работы по переустройству дождевой канализации завершились к 30 июля 2017 года, сетей водоснабжения, канализации и отопления — до 15 сентября 2017 года, травмайных путей, контактной сети электротранспорта и дорожной «одежды» — до 15 октября 2017 года, наружное освещение — до 15 ноября, а тротуары, укладка трамвайных плит — до 1 сентября 2018 года.
К срокам выполнения работ у ревизоров вопросов не возникло. Претензии появились к переустройству трамвайных путей, которые оплачивались из дорожного фонда в сумме 100 млн рублей. Как выяснилось, эти работы не были включены в проект «Безопасные и качественные дороги».

«Верхнее строение трамвайных путей и контактная сеть не включены в перечень объектов улично-дорожной сети, установленный пунктом 11.4 «Свода правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (актуализированная редакция СНиП 2.07.01–89»), — поясняют в надзорном органе. — Не относятся эти работы и к разряду капитальных в соответствии с разделом II Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. № 402».

Однако они все равно были оплачены — по состоянию на 1 октября 2017 года затраты работ по КБК 04091010321250 «Капитальный ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений» составили 36,2 млн руб. Впоследствии эти расходы были признаны нецелевыми.
По данным проверяющих, во время ремонта этого участка бюджету был причинен ущерб в размере 200 тыс. рублей в связи с тем, что приемка и ведение работ на проезжей части и тротуарах (на 12,9 млн рублей) на одной стороне проезжей части велись тогда, когда на другой курсировал транспорт.

«Капитальный ремонт ул. Уральской был проведен в соответствии с проектно-сметной документацией, получившей положительное заключение госэкспертизы, полностью за счет средств бюджета Перми без привлечения средств федерального бюджета. Трамвайные пути являются неотъемлемой частью ул. Уральской и без их переустройства ремонт не был бы произведен надлежащим образом. Замечание Счетной палаты связано с некоторой неувязкой в федеральном законодательстве — в законе «Об автомобильных дорогах» — трамвайные пути прямо не поименованы, как часть дороги, а в законе «О безопасности дорожного движения» — они есть», — пояснили в краевом минтрансе.
18,5 млн рублей

Не меньше вопросов у проверяющих вызвал и ремонт мостового перехода через Мулянку, где стоимость работ была завышена на 10,9 млн рублей при стоимости контракта в 65 млн 21 тыс. рублей.

Контракт был заключен с ООО «ТНК». В конкурсной документации приведен подробный расчет начальной стоимости договора. Аудиторы Счетной палаты уверены, что при расчетах стоимости работ произошло необоснованное применение федеральных единичных расценок по срезке поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий методом холодного фрезерования. В конкурсной документации этот метод обозначен как «фрезерование существующего покрытия из ЩМА-15 на глубину 6,0 см по всей площади ремонтного участка».
Также завышение стоимости работ произошло и за счет устройства выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси не того ГОСТа. В сметах к контракту указано, что в ходе ремонта использовалась смесь типа Б марки II по ГОСТ 9128–2009.

Мостовой переход через Мулянку стал не единственным объектом, где стоимость работ заказчиком была завышена.

На сумму 2,4 млн рублей увеличилась стоимость дорожных работ в Добрянском районе по ул. Розы Люксембург (от Радищева до въезда в город), и на двух участках в Добрянке: по ул. 50 лет Октября (от ул. Суворова до кладбища) и на ул. 8 Марта (от ул. Советская до жилого дома № 89 по ул. Куйбышева).
На 600 тыс. рублей завышена стоимость работ при ремонте дороги Полазна-Чусовой — Дивья (протяженность 1,8 км), Пермь — Березники — подъезд к Полазне №1 (протяженность 0,86 км), в Полазне по ул. Трухина (от ул. Нефтянников до ул. Набережная) (протяженность участка — 1,35 км), на ул. Революции (от ул. Трухина до отворота на Пеньки) в Полазне (протяженность 0,3 км).
На 2,2 млн рублей была завышена стоимость работ при ремонте Западного обхода Перми (участок км 49+029 — км 50+363 (правый), мост через реку Кама.
На 1,2 млн рублей при ремонте дороги по ул. Пушкина от ул. Н.Островского до Комсомольского проспекта и по ул. Спешилова от ул. Борцов Революции до развязки «Сосновый бор».
Необоснованно увеличилась стоимость работ и в Кировском районе Перми (на 600 тыс. рублей.).
На 600 тыс. рублей выросли цены при ремонте дороги в Свердловском районе.

Общая сумма завышенных затрат по всем эти контрактам составила 18,5 млн рублей.
Как пояснили в краевом минтрансе, по данному факту сейчас проводится проверка корректности расчетов. Не исключено, что завышение стоимости работ произошло «из-за двоякого толкования существующего законодательства».

Привлек внимание проверяющих и еще один контракт, заключенный 4 апреля прошлого года между «Пермблагоустройством» и ООО «Научно-исследовательская и проектная лаборатория транспортных сооружений и мостов» на проведение проектно-изыскательских работ по капремонту путепровода на ул. Светлогорская в Перми. Стоимость контракта составила 4,9 млн рублей. Как выяснилось, ранее Росавтодор уже рекомендовал исключить из приоритетного проекта именно эти работы, так как они являются нецелевыми. Но заказчик, проигнорировав рекомендации, использовал средства дорожного фонда.
Безлимит не действует

Не устроили аудиторов Счетной палаты РФ и сроки предоставления лимитов бюджетных обязательств на 196,5 млн рублей пермским краевым правительством. Для получения федеральных средств данные суммы (196,5 млн рублей) до вышестоящих органов были доведены лишь 12 апреля. В то время как 23 конкурса на проведение дорожных работ были разыграны с 23 марта по 10 апреля. Таким образом, была нарушена процедура проведения конкурсных процедур, а действия краевого минтранса с федерацией не были согласованы.

Несмотря на все замечения в краевом минтрансе отмечают увеличение целевых показателей. По итогам реализации проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2017 году, 56,35% автомобильных дорог Пермской городской агломерации соответствуют нормативу, на 24,5% снизилось количество ДТП, на 59,4% уменьшилось количество аварий, связанных с плохим состоянием дорог.

По решению коллегии Счетной палаты РФ, все материалы по нарушениям были направлены в правоохранительные органы.
Источник: ПроПермь