Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Полетали и не будет

Краевым властям предложили недорого купить аэропорт в Березниках.

Бывший кинопрокатчик Александр Флегинский предложил краевым властям выкупить у него аэродром в Березниках. Рыночная стоимость имущества (в него входит участок в 1,3 млн кв. м) составляет 36 млн руб., но бизнесмен готов продать «практически даром». По данным „Ъ-Прикамье“, краевые власти не видят перспективы полетов из Березников. Ранее они выяснили, что затраты на восстановление авиасообщения превысят 1 млрд руб. Местным промышленникам был бы удобен работающий аэропорт, но они признают, что найти инвесторов сложно. Под застройку участок аэропорта также неперспективен.

Пермский бизнесмен Александр Флегинский обратился к краевым властям с предложением о приобретении в государственную собственность аэропорта Березники, сообщили „Ъ-Прикамье“ в пресс-службе ведомства. Минтрансу поручено рассмотреть предложение, добавили в пресс-службе, отметив, что министр транспорта Николай Уханов в ответном письме сообщил о намерении провести встречу по этому вопросу.

Александр Флегинский подтвердил „Ъ-Прикамье“, что сделал соответствующее предложение краевым властям. «Думаю, краевым властям аэропорт сейчас нужнее, чем мне», — пояснил он причину сделанной оферты. Сумму, за которую готов продать бюджету имущество, бизнесмен не раскрыл, но отметил: «практически даром». Он также уточнил, что в результате сделки не сможет вернуть потраченные десять лет назад на покупку средства (61 млн руб.).

Регулярное авиасообщение с Березниками было закрыто в 2003 году — из-за убыточности. Муниципальное авиапредприятие Березников обанкротилось. Имущественный комплекс аэропорта был передан на баланс края и перед кризисом 2008 года приватизирован. В марте 2008 года его выкупил на тот момент депутат заксобрания Пермского края Александр Флегинский за 61,7 млн руб. Господин Флегинский собирался развивать вертолетные перевозки в Прикамье, приобрел вертолетную авиакомпанию «Геликс» и ряд вертолетных площадок в регионе. Кроме того, он открыл салон по продаже вертолетной техники. После кризиса 2008 года этот проект был свернут, а депутат распродал все авиаактивы, за исключением аэропорта.

Сам аэропорт для бизнесмена стал неподъемной ношей: из-за наличия большого количества земли (площадь 1,3 млн кв. м) компания вынуждена платить большие налоги. В 2017 году по иску налоговой инспекции в отношении балансодержателя аэродрома — ООО «Аэропорт Березники» — была введена процедура банкротства: ООО задолжало ИФНС России №11 по Пермскому краю 2,12 млн руб. и самому господину Флегинскому — 2,77 млн руб. В 2017 году было заключено мировое соглашение: господин Флегинский отказался банкротить ООО, считая, что имущество аэропорта стоит гораздо больше суммы долга.

На тот момент стоимость имущества аэропорта Березники составляла 36,3 млн руб., и эта сумма соответствовала рыночной стоимости. В настоящее время аэропорт не сертифицирован для приема самолетов. В имущественный комплекс входят аэровокзал пропускной способностью 50 человек в час, здание управления, котельная, склад, автобаза и ремонтные мастерские. Длина взлетно-посадочной полосы составляет 1500 м.

Отметим, что в прошлом году ООО «Аэропорт «Березники» пыталось поменять для большей части аэродрома вид разрешенного использования земель: с земель промышленности (эксплуатации аэропорта) — на охрану природных территорий. Для этого из общего участка в 1,3 млн кв. м был образован участок в 1,1 млн кв. м. По мнению ООО, данный участок является приаэродромной территорией, на нем не располагаются объекты инфраструктуры аэропорта. Аэропорт посчитал, что участку необходимо сменить вид использования — на охраняемую природную территорию. Эта категория предусматривает на участке хоздеятельность, разрешенную в защитных лесах, соблюдение режима заказников. Однако администрация Соликамского района отказала заявителю в смене вида земель, заявив, что спорный земельный участок имеет своей целью обслуживание аэропорта и должен иметь соответствующий вид разрешенного использования. ООО в обеих инстанциях арбитражного суда проиграло. Собеседник в администрации Соликамского района предположил, что у земель промышленности налоги выше, чем у земель природных территорий: «Содержание аэропорта — дорогостоящее дело: там большой налог, для ФНС это серьезный источник дохода», — считает он. Господин Флегинский сказал „Ъ-Прикамье“, что смена вида земель никак не связана с темой налогообложения.

После кризиса предпринималось несколько попыток оживить аэропорт. В 2011 году ООО «Авиакомпания „Сириус-Аэро“» обратилось в Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) за разрешением организовать технический рейс Москва — Березники на лайнере Hawker. Идея осталась нереализованной.

В 2016 году изучить возможности березниковской площадки краевые власти поручили компании «Новапорт», новому владельцу ОАО «Международный аэропорт Пермь» (МАП). Рассматривается вариант управления аэропортом Березников из пермского аэропорта Большое Савино (так называемый удаленный командно-диспетчерский пункт). Это позволит сэкономить на содержании аэропорта примерно 80 млн руб. В 2015 году МАП заключил договор с институтом «Ленаэропроект» на обследование Березников с целью возобновления полетов пассажирских самолетов для авиалиний малой и средней протяженности. Стоимость контракта составила 313,8 тыс. руб. Выяснилось, что объем капиталовложений в реконструкцию аэропорта Березников составит не менее 1,12 млрд руб., и на этом краевые власти о проекте забыли.

Сейчас власти Пермского края также считают, что восстанавливать аэропорт в Березниках неэффективно. «С развитием автотранспорта и строительства совершенной дороги до Березников путь до Перми сократился до двух часов. Теперь автомобильный путь до Березников не является проблемным», — пояснил источник в кабмине. Собеседник в администрации Соликамского района сообщил, что у властей нет никаких планов на эту площадку. Застраивать ее жильем нет смысла — она одинаково далеко находится как от Березников, так и от Соликамска, полагает он.

«Если задача использовать площадку как аэродром подскока для ликвидации чрезвычайных ситуаций — это одно. Другое — коммерческая эксплуатация. Но этот вид за последние двадцать лет эффективности не показал. Может быть, найдется инвестор, который придумает, как использовать ее эффективно, но подобных примеров не было. А то, что было, в конечном итоге приходило к бюджету как к источнику для компенсации стоимости организации полетов», — поясняет первый вице-спикер заксобрания, бывший мэр Березников Игорь Папков.

Гендиректор Соликамского магниевого завода Дмитрий Мельников считает, что Березникам аэропорт нужен: «Предприятия здесь развиваются, строится новый калийный комбинат. Когда аэропорт работал, самолеты были загружены. Из Перми огромное количество рейсов в Москву, туда летят в первую очередь. При этом нужно брать почти три часа дороги только до Перми, возвращаться после рейса тоже неудобно. Мне кажется, работа аэропорта здесь была бы удобна и нам, и партнерам, которые к нам приезжают. Для территории опережающего развития, как позиционируют Пермский край, одного нормального аэропорта маловато». По мнению топ-менеджера, полеты из Березников необходимо организовывать на частные средства, «но время сейчас непростое, деньги найти сложно»: «В свое время из Березников летал самолет в Москву, он принадлежал одновременно четырем компаниям. В конечном итоге это изжило себя и все было обанкрочено».

Источник: Ъ-Прикамье