Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Умный подход

Пермский край вошел в число пилотных регионов для реализации проекта «Умный город». Формат smart-city планируется запустить параллельно в двух территориях — в Перми и Березниках. Эти площадки, по мнению участников проектов, считаются наиболее подготовленными с инфраструктурной точки зрения. Эксперты напоминают, что для любого «умного города» прежде всего нужна развитая техническая инфраструктура с быстрым, бесперебойно работающим интернетом: от системы smart-city будет немного пользы, если ее услуги будут доступны не везде, а только в местах покрытия сети.

В начале апреля федеральное министерство строительства и ЖКХ определило пилотные муниципальные образования, в которых будет проведен комплекс мероприятий в рамках проекта «Умный город». Он направлен на использование энергоэффективных, экономичных решений на территории всей страны, не только в коммунальном комплексе, но и при формировании городской среды.

Среди городов, готовых протестировать «умные» решения, — Елабуга (Республика Татарстан), Ижевск и Сарапул (Удмуртская Республика), Сосновый Бор (Ленинградская область), ЗАТО Новоуральск (Свердловская область) и другие — всего более 20 площадок, в их числе и Пермь. В муниципалитетах, отобранных для реализации проекта, будут внедряться как комплексные технологические решения, такие как централизованные городские информационные системы, так и точечные смарт-разработки, например мобильные приложения для управляющих компаний.

«Концепция „умного города“ рассматривает город как подобие человеческого организма. Например, система видеонаблюдения — это „глаза“, исполнительные органы и городские службы — „конечности и пальцы“, транспортная система — „кровеносные сосуды“. Мозг, как орган мышления, — органы муниципального управления и ситуационные центры, мозг и память — центры обработки данных (ЦОД)», — поясняет директор пермского филиала Tele2 Антон Антонов. Такой подход, по его словам, дает возможность не только комплексно подойти к созданию интеллектуальной системы городского хозяйства, но и сэкономить инвестиции, избежать ненужного дублирования и создания параллельных систем: «Как, например, у человека нет отдельных глаз для чтения и для любования утренним восходом, так и нет смысла строить отдельные системы видеонаблюдения для транспорта и для системы безопасности. Их функции можно совместить в единой системе интеллектуального видеонаблюдения (IVS)».

Антон Антонов приводит в пример уже существующие в мировой практике кейсы — датчики на люках канализации в Испании, в Китае — датчик освещенности и влажности рисовых полей, в Германии — датчики на заполняемость мусорных контейнеров, в Амстердаме — сеть повсеместного доступа Wi-Fi с высокой плотностью. Эта сеть способна давать одновременный доступ для 53 тыс. футбольных болельщиков на стадионе Amsterdam Arena, причем 20% могут транслировать видео со своих смартфонов.

«Умные города» — это и большой, привлекательный для инвесторов рынок. По прогнозам, мировой объем этого рынка может достичь $,6 трлн уже к 2020 году (Bank of America Merrill Lynch) и вырасти до $3,5 трлн к 2026 году (Persistence Market Research).

Операторы мобильной связи, по мнению Антона Антонова, сегодня выступают драйвером в развитии «умных городов» в мире. Они являются не только поставщиками телекоммуникационных услуг, но и эксклюзивными поставщиками аналитики и Big Data, способствующих улучшению качества жизни. В прошлом году Tele2 на основании Big Data подготовила для департамента информационных технологий Москвы информацию о динамике передвижения населения, которая была учтена при планировании технической инфраструктуры города. «Операторы довольно быстро и точно видят динамику перемещения абонентов. На основании того, сколько времени в рабочие часы в будни или, наоборот, вечером и в выходные люди проводят в том или ином месте, можно обезличенно установить локации „Дом“ или „Работа“ для групп абонентов. Это дает нам возможность увидеть „ареал обитания“ жителей отдельного микрорайона и позволяет понять, куда направлены транспортные потоки. Наложив эти маршруты на карту города, мы видим, как увеличивается нагрузка на транспортную инфраструктуру — как именно абоненты перемещаются, включая различные виды транспорта: личный, железнодорожный, метро. Развитая сеть базовых станций — как outdoor, так и indoor в метро — позволяет нам анализировать перемещение абонентов, в том числе и под землей. Это дает возможность городу спланировать парковки, маршруты общественного транспорта, остановки, уборку снега и прочее», — продолжает собеседник.

«Один из самых перспективных векторов развития — интеллектуальные счетчики с дистанционным снятием показаний. Они не только экономят средства, но и делают жизнь пользователей комфортнее. Одной из перспективных технологий для РФ является дистанционное погодное регулирование. Экономия тепловой энергии при его использовании составит 30–40%, так как сопровождается еще и устранением „перетопов“ в теплое время — это улучшение качества жизни отдельных людей», — уточняет Антон Антонов. Системы интеллектуального транспорта и оптимальной загрузки дорог, по его словам, снижают затраты на 5–15% — это и «умные светофоры», и динамическое регулирование скорости, и маршрутизация.

По данным ПАО «Ростелеком» (в прошлом году оператор объявил, что готовится реализовать проект smart-города в 50 городах страны), «цифровое энергосбережение» на 45% сокращает аварии в электросетях и на 30% уменьшает расходы на сбор измерений, «цифровые здания» дают 10–40% экономии энергии, «цифровое образование» на 20% снижает затраты на комплектование фондов и предоставляет возможность профессиональной переподготовки, а «цифровое здравоохранение» на 10–15% оптимизирует госрасходы на медицинскую помощь.

В числе регионов, где «Ростелеком» намерен зайти с форматом smart-city, и Пермский край. Еще прошлым летом президент ПАО Михаил Осеевский обсуждал вопрос создания «умного города» с руководством края. К осени федеральный оператор определился с пилотной площадкой — был выбран поселок Новые Ляды (входит в состав Перми), где развивается кластер ракетного и авиационного двигателестроения «Технополис „Новый Звездный“». Инициаторы проекта, в числе которых ПАО «Протон-ПМ», рассчитывают, что проект позволит достичь максимального эффекта при создании благоприятных условий для проживания и деловой активности на территории Новых Лядов. Предполагается, что на территории технополиса будут внедрены «умное освещение», мониторинг уборки территорий и рекультивация мусора. Планируется также использование цифровых платформ управления технополисом, экспериментальное внедрение беспилотного транспорта, повышение прозрачности и эффективности ЖКХ за счет масштабного внедрения приборов учета с возможностью дистанционного сбора показаний, информационное моделирование в строительстве. «Применение цифровых технологий важно не только при создании инновационного производственного комплекса, но и при формировании современной городской среды. Это позволит вывести кластер на более высокий этап технологического и организационного развития», — ранее заявлял руководитель проекта «Технополис „Новый Звездный“» Сергей Толчин.

Площадку Новых Лядов «Ростелеком» предложил и краю для совместной реализации «умного города», но власти пока отдали предпочтение Березникам. Поэтому сейчас, как поясняет директор Пермского филиала ПАО «Ростелеком» Роман Сандалов, оператор параллельно работает по двум территориям — с краевыми властями в Березниках (микрорайон Любимов) и с ПАО «Протон-ПМ» (поселок Новые Ляды). «В Лядах формируется инновационный кластер „Новый Звездный“, туда переносится производственная площадка „Протона“, которая будет полностью оцифрована. Современное производство — это современные, профессиональные сотрудники. Их со стороны не привезешь, основная часть работников проживает как раз в Новых Лядах. Предприятие заинтересовано в том, чтобы сохранить и нарастить этот кадровый потенциал. Для этого нужны комфортные условия проживания, комфортная среда, хорошо оснащенные школы для детей сотрудников. „Умный город“ как раз нацелен на то, чтобы создать этот комфорт», — добавляет собеседник.

В Березниках идет новая застройка и переселение жителей аварийных домов на правый берег Камы. «Важно сделать новый микрорайон комфортным, безопасным, поэтому в первую очередь часть решений smart-city будет реализована в микрорайоне Любимов, но с прицелом на все Березники. Мы определили четыре крупных направления, по которым будем запускать „Умный город“», — говорит Роман Сандалов. Первое направление — это ЖКХ и управление ресурсами (свет, вода, тепло), вторая тема — общественная безопасность (видеонаблюдение и контроль соблюдения правил дорожного движения), третья составляющая — экологическая безопасность, четвертая — настройка транспортной системы. Отдельные базовые элементы для развития умного города в Березниках уже существуют. «У нас нет задачи все заново перенастраивать. В городе уже много сделано, работают 80 камер, которые мониторируют ситуацию на дорогах и улицах. Сейчас их обслуживает один человек. Мы хотим весь этот большой видеопоток обрабатывать интеллектуально и фиксировать конкретные события, чтобы человек не сидел, как филин, глядя в 80 мониторов. Например, на улице собралась группа людей или на остановке долго лежит бесхозный предмет — камера это фиксирует и выводит на экран, чтобы обратить внимание», — поясняет Роман Сандалов. Объем инвестиций в проект в компании не раскрывают.

Руководители территорий-«пилотов» согласны, что их города подходят для проекта. «ЖК „Любимов“ включен в программу, так как это лучшая база. Под каждым домом уже установлены индивидуальные тепловые пункты (ИТП), есть автоматика. Учет ресурсов уже есть, осталось централизовать все процессы и оптимизировать графики», — заявлял глава Березников Сергей Дьяков. По словам главы администрации Новых Лядов Резиды Печкуровой, преимущества Новых Лядов в том, что «поселок является эффективной и компактной площадкой для применения новых технологий».

Министр информационного развития и связи Пермского края Игорь Никитин отмечает, что технологии «умного города» уже применяются в Пермском крае: например, это система учета энергоресурсов, «умные» парковки, система фотовидеофиксации на дорожных объектах. «Наша задача — выйти на комплексную организацию „умного города“ и разработать сквозные проекты, которые будут решать одновременно несколько задач (видеонаблюдение в школах может работать на безопасность и вписываться в идеологию создания цифровых данных). Часть проектов реализуется с ПАО „Ростелеком“, часть — с другими партнерами», — говорит господин Никитин.

Предложение «Ростелекома» развивать smart-city не единственное: собственный проект «умного города» разрабатывает пермский холдинг «Эр-Телеком». Еще прошлой осенью на круглом столе, где обсуждались перспективы развития IT-отрасли, президент «Эр-Телекома» Андрей Кузяев заявил, что у компании есть платформа, продукты и сервисы для такого «города». Тогда же господин Кузяев призвал всех участников IT-рынка объединиться ради реализации проекта: «Почему бы нам для начала не автоматизировать платежи за электроэнергию, воду и газ?»

В мае этого года на Петербургском международном экономическом форуме АО «ЭР-Телеком Холдинг» подписало соглашение о взаимодействии в сфере реализации пилотного проекта «Умный город» с краевым правительством и администрацией Перми. В рамках сотрудничества предполагается реализовать ряд мероприятий, направленных на развитие цифровой инфраструктуры города. В городе уже запущена сеть промышленного интернета вещей, компания приступает к этапу проработки проектов «Умный свет» и «Умный квартал». Пилотные проекты станут составной частью при создании пилотного проекта «Умный город» на территории Перми. Объем инвестиций оператор не называет.

Эксперты считают, что для успешной реализации проектов smart-city, независимо от состава участников таких проектов, необходима высокотехнологичная телекоммуникационная инфраструктура. «И самое важное — развитая техническая инфраструктура с быстрым, бесперебойно работающим интернетом. Полномасштабная конвергенция фиксированной и мобильной сетей, коммуникационных и информационных технологий, голоса, данных и видео (Triple Play), а также взаимодействие как собственных платформ услуг операторов связи, так и сторонних провайдеров», — полагает Антон Антонов. «От системы „умного города“ будет немного пользы, если ее услуги будут доступны не везде, а только в местах покрытия сети, и если скорость доступа к услугам будет зависеть от того, сколько пользователей, жаждущих получить информацию, находится в той или иной точке доступа. Интернет должен быть везде и с нужной скоростью, конечно — с учетом приоритета пользователя», — заключает собеседник.

Источник: Ъ-Прикамье