Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Развитие крупного ритейла замедляется

Небольшой региональной рознице удалось быстрее наращивать торговые площади, чем федеральным сетям.

Доля крупнейших федеральных операторов розничной торговли в общем приросте торговых площадей начала снижаться. За январь — сентябрь этот показатель у восьми крупнейших федеральных сетей (X5 Retail Group, «Магнит», «Ашан», Metro, «Дикси», «О’кей», «Лента», «Монетка») в приросте новых торговых площадей снизился почти на 2% по сравнению с тем же периодом прошлого года, говорится в отчете Infoline.

Компании из первой восьмерки открыли новые магазины совокупной площадью 657700 кв. м. Прирост составил 18%, говорится в отчете. Остальные 112 розничных сетей из рейтинга топ-120 ритейлеров открыли меньше площадей — 454100 кв. м. Но зато прирост составил 32%. Темпы роста существенно снизили сразу несколько компаний из первого эшелона, указывают аналитики Infoline. У X5 Retail Group (крупнейший по выручке оператор продовольственной торговли) и «Ашана» за девять месяцев торговые площади выросли всего на 8% до 1,86 млн и 536300 кв. м соответственно, у Metro Cash & Carry — на 5% до 524700 кв. м.

Сильные региональные ритейлеры поняли, как можно эффективно конкурировать с федеральными сетями, объясняет гендиректор Infoline Иван Федяков. Он указывает, что сети из первого эшелона до сих пор имеют преимущество в закупочных и розничных ценах перед региональными игроками, но часто проигрывают в уровне сервиса. «Цена постепенно перестает быть решающим показателем при выборе продуктового магазина, — рассуждает Федяков. — Все более важную роль играют ассортимент и качество обслуживания, в чем крупные продуктовые сети зачастую уступают региональным». «Крупные игроки часто теряют в управляемости при продвижении на новые территории. Это помогает независимым сетям отстаивать свои позиции», — добавляет исполнительный директор Союза независимых сетей (объединяет региональных ритейлеров) Сергей Кузнецов. Сила региональных игроков — в лучшем понимании своей аудитории, высокой экспертизе в продаже продукции локальных производителей и фермеров, в то время как федеральные сети оперируют сильно унифицированным ассортиментом, объясняет Кузнецов.

Во многих регионах есть сильные игроки, достойные уважения, их нельзя не учитывать, говорит директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов: «Но усиления конкуренции от них за последний год мы не почувствовали». В последний год конкуренция с региональными сетями стала особенно острой, возражает представитель «Дикси» Лаврентий Губин.

По его словам, федеральные сети более развиты в Центральном и Северо-Западном округах, а на Урале и восточнее сильнее местные ритейлеры.

«Это сложилось исторически, пока мы развивались в регионах, где большая плотность населения и доход, региональные сети наращивали свое влияние на местах», — объясняет он.

Рынок стал более насыщенным, свободных мест под магазины все меньше, констатирует гендиректор рязанской торговой сети «Барс» Траян Мереуца. У региональных сетей есть преимущество: знание местного рынка, понимание перспектив того или иного торгового объекта, утверждает он. «Например, “Барс” открыл в этом году супермаркет в строящемся районе, где сейчас очень немного покупателей, но через два года это будет золотое место, — рассказывает Мереуца. — В то же время я отказался от аренды внешне очень привлекательного торгового центра, у которого есть скрытые проблемы с транспортной доступностью и парковкой». Его сеть в этом году увеличила торговые площади на 22%.

Потребность в качественных торговых площадях в регионах усиливается — с ростом благосостояния жители региональных городов меняют предпочтения и ходят не на открытые рынки, а в хорошие магазины, говорит PR-директор ГК «Ташир» Марина Газе. Из 4,5 млн кв. м, которые есть в портфеле у «Ташира», 70% приходится на Москву, указывает она. В регионах «Ташир» предпочитает работать с федеральными игроками, а не с региональными сетями и в качестве якорных арендаторов выбирает «Седьмой континент», «О’кей» и «Ашан».

Крупные региональные сети никогда не боялись конкурировать с федеральными или международными ритейлерами, говорит и гендиректор калининградской сети «Семья» Олег Пономарев. Они хорошо развиваются, здесь эффект низкой базы уже давно прошел, а вот маленьким региональным сетям в этих условиях становится все труднее, продолжает он. По словам Пономарева, «Семья» за год выросла на 37% в выручке (конечную цифру он не раскрывает), рост сети по площадям он назвать затруднился.

По итогам 2012 г. будет зафиксирован рекордный прирост торговых площадей 120 крупнейших продовольственных розничных сетей, ожидают аналитики Infoline. За три квартала торговые площади 120 продовольственных ритейлеров увеличились на 1,11 млн кв. м, за тот же период прошлого года — на 900800 кв. м. Но 2012 год будет последним, когда торговые площади росли так быстро, прогнозирует Infoline. Интенсивное открытие новых магазинов в крупнейших городах приводит к каннибализации трафика уже действующих, что, в свою очередь, ведет к сокращению операционной эффективности сетей. После 2012 г. данный показатель, с высокой вероятностью, будет снижаться, прогнозирует Федяков.

Источник: Ведомости