Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Краевые власти добавят муниципалитетам полномочий по размещению НТО

Региональные власти внесли в заксобрание инициативу, разрешающую регулировать размещение нестационарных торговых объектов (НТО) муниципальными правилами благо­устройства. До этого муниципальные нормы, запрещающие размещать киоски на придомовой территории, были отменены краевым судом.

В правительстве региона говорят, что новая инициатива не связана с результатами судебного процесса. Общественники, напротив, полагают, что тем самым продолжают добиваться сноса киосков и павильонов. Эксперты считают, что муниципалитетам нужны полномочия по регулированию размещения НТО.

Губернатор Пермского края Максим Решетников внес в краевое заксобрание поправки к региональному закону «О градостроительной деятельности» в Пермском крае. Согласно пояснительной записке, предложения главы региона дополняют перечень вопросов, регулируемых муниципальными правилами благоустройства, пунктами о проектировании, размещении, эксплуатации некапитальных нестационарных строений и сооружений.

Согласно тексту законопроекта, под это определение подпадают нестационарные торговые объекты, нестационарные объекты по оказанию услуг населению и остановочные павильоны. Предложенный законопроект указывает, что размещение таких сооружений не должно мешать пешеходному движению и приводить «к ухудшению визуального восприятия среды населенного пункта». Депутаты краевого парламента могут рассмотреть эту инициативу на августовском пленарном заседании.

Проект был внесен на фоне судебного спора между владельцами НТО и властями. В начале июля Пермский краевой суд поддержал требования предпринимателей и ТСЖ об отмене изменений в правила благоустройства, принятые Пермской городской думой и запрещающие размещать НТО на придомовых территориях. По мнению истцов, НТО — это не только элементы благоустройства, но и торговые объекты, и у городской думы нет полномочий по регулированию их размещения. Позицию истцов поддержала прокуратура, а также пермское УФАС. По версии антимонопольного ведомства, депутаты пермской думы, поддержавшие спорную норму, превысили полномочия. Как ранее сообщал „Ъ-Прикамье“, дума может пересмотреть спорную норму на августовском заседании.

В пресс-службе Пермской городской думы „Ъ-Прикамье“ пояснили, что представительный орган пока не определился, будет ли он обжаловать решение краевого суда в вышестоящей инстанции. Однако источник в думе заявил, что жалоба точно будет подана.

Пресс-служба главы региона не связывает предложение губернатора с решением краевого суда: «Эта инициатива готовилась с конца прошлого года, когда федерация дала полномочия регионам предусмотреть дополнительные правила благоустройства». Источник в краевом правительстве также заявил, что инициатива не связана с судебным решением. «Мы просто даем дополнительные полномочия муниципалитетам»,— уточнил собеседник. На вопрос, есть ли в этом необходимость, он ответил: однозначно.

Отметим, что региональные власти проявляли интерес к конфликту вокруг новой редакции правил благоустройства. Так, интересы пермской думы в краевом суде представлял директор правового департамента администрации губернатора Пермского края Дмитрий Носов.

Уже после решения суда в краевую администрацию поступило письмо комитета Государственной думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, поддерживающее позицию пермской думы (первый заместитель председателя комитета — депутат Госдумы от Пермского края, бывший глава Перми Игорь Сапко). Согласно выводам комитета, нестационарные торговые объекты являются некапитальными нестационарными сооружениями и подпадают под определение «элементы благоустройства». Следовательно, органы местного само­управления могут регулировать вопросы размещения и внешнего вида НТО через правила благоустройства.

В июне, по инициативе краевых властей, депутаты краевого парламента приняли также законопроект, устанавливающий штрафы за нарушение правил благо­устройства, связанных с НТО.

Градозащитник Денис Галицкий утверждает, что, согласно федеральному закону «Об общих принципах организации местного само­управления», законами субъектов РФ «могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований». «Губернатору придется объяснить, какие особенности Пермского края требуют регулирования установки НТО», — отмечает общественник. «Краевые власти не любят проигрывать. Снести киоски и павильоны не получилось, но от этой идеи не отказались , и в ее отстаивании власти доходят до абсурда», — подчеркнул господин Галицкий.

Председатель комитета краевого заксобрания по промышленности, экономической политике и налогам Татьяна Миролюбова полагает, что муниципалитетам нужны полномочия по регулированию размещения НТО. «На мой взгляд, когда местные власти устанавливают правила размещения НТО — это нормальная практика. К примеру, киоски, расположенные в центре Перми, нередко портят облик города: они расставлены хаотично, выглядят тоже не лучшим образом. Чтобы жить в комфортном городе, нужно навести порядок, и предлагаемый закон как раз устанавливает соответствующие полномочия», — считает депутат.

Источник: Ъ-Прикамье