Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Меры краевые, штрафы драконовские. Началось рассмотрение дела о штрафах за размещение НТО

Истцы считают, что часть региональных нормативных актов дублирует федеральные, в результате ТСЖ и владельцы НТО привлекаются к административной ответственности за одни и те же нарушения дважды. Причем цена наказаний в Перми в десятки раз выше.

На минувшей неделе Пермский краевой суд приступил к рассмотрению по существу дела о штрафах за размещение нестационарных торговых объектов (НТО). Ранее власти приняли решение о запрете на размещение НТО на частных землях, теперь ТСЖ и предприниматели получают штрафы за киоски, расположенные на придомовых территориях.

Истцами по делу выступают представители жилищно-строительных кооперативов и предприниматели, ответчиками – Законодательное собрание Пермского края и губернатор Пермского края. Заявители требуют признать недействующими ряд положений закона Пермского края «Об административных правонарушениях».

В частности, оспариваются две статьи закона: «Нарушение правил организации благоустройства и озеленения территории» и «Нарушение правил благоустройства территории в части размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов по оказанию услуг населению». Во втором случае истцы не согласны только с той частью статьи, которая связана с НТО.

На заседании выступил Дмитрий Оксюта, представитель административных истцов. Он подробно рассказал о заявленных требованиях, которые не ограничиваются проверкой содержания оспариваемого нормативного акта. Г-н Оксюта отметил, что в рамках разбирательства следует рассмотреть несколько аспектов: выявить возможное противоречие содержания положений статьи федеральному законодательству, проверить соблюдение процедуры принятия нормативного акта, обратить внимание на неясность текста документа и на неправильное толкование статей в ходе сформировавшейся судебной практики.

По словам юриста, оспариваемые статьи дублируют положения федерального законодательства. Кроме того, штрафы, установленные краевыми властями, значительно выше.

«За размещения НТО в полосах отвода автомобильных дорог федеральный закон предусматривает штраф от 10 тыс. рублей. А законом Пермского края установлен минимальный штраф в сумме 90 тыс. рублей, с 1 мая он увеличится до 250 тыс. рублей», – привел пример г-н Оксюта.

Истцы отметили, что НТО не несут опасности обществу, поэтому размеры штрафов несоизмеримы с последствиями нарушений.

«Нам говорят – убрать киоски, чтобы не портить комфортную городскую среду. Но в таком случае можно просто изменить внешний вид объектов», – отметил Тарас Стародубцев, представитель товариществ собственников жилья.

Одна из оспариваемых статей вступила в силу только 1 августа 2018 года. Тем не менее, к ответственности привлекаются ТСЖ и предприниматели, которые установили НТО до принятия поправок в закон. Истцы считают, что это неправомерно.

«В соответствии с Конституцией РФ закон, устанавливающий ответственность, не имеет обратной силы. Об этом же говорит Кодекс об административных правонарушениях: лицо, совершившее правонарушение, несет ответственность по закону, действовавшему в момент совершения этого правонарушения», – прокомментировал Тарас Стародубцев.

Представитель Законодательного собрания Пермского края Никита Головин отметил, что первое чтение законопроекта, устанавливающего одно из оспариваемых положений, состоялось в апреле 2018 года, принят он был в июле, а вступил в силу в августе. Таким образом, у ТСЖ и предпринимателей было время, чтобы демонтировать подпадающие под запрет НТО.

Представители власти не согласились, что оспариваемые статьи дублируют положения федерального законодательства.

«Нарушение схемы размещения НТО являлось противоправным деянием и до 1 августа 2018 года, но тогда не было ответственности за установку НТО на частных территориях. Поэтому и появилась статья «Нарушение правил благоустройства территории в части размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов по оказанию услуг населению», – рассказал Никита Головин.

Исходя из доводов сторон, размещение НТО регулируется, в том числе, федеральными нормами о торговле, пожарной безопасности, СанПиН, земельных отношениях, общественных отношениях в сфере транспорта.

«Какой-либо ответственности за нарушение Правил благоустройства данные нормы не предполагают, поэтому считаю несостоятельными доводы истцов об установлении дублирующей ответственности», – отметил Олег Решетников, представитель губернатора Пермского края.

В течение недели участники процесса встретились в рамках судебных заседаний три раза. Продолжение рассмотрения дела назначено на 30 апреля.

Потому что рудимент.

Преобразования, связанные с размещением нестационарных торговых объектов (НТО) в Перми планируется завершить к началу осени. По словам губернатора Пермского края Максима Решетникова, «к этому времени нужно провести новые аукционы на размещение и убрать нестационарку там, где ее быть не должно».

Губернатор заявил, что «идеологически поддерживает» инициативы, связанные с регулированием размещения НТО. «Это рудимент 90-х, который дожил до наших дней, когда торгуют, по большому счету, где попало в антисанитарных условиях. В Перми этот стиль торговли задержался», – заявил Максим Решетников.

Губернатор подверг критике чиновников, которые недостаточно обсуждают проблемы с жителями города и предпринимательским сообществом. «Очевидно, что чиновники не объясняют жителям, что значит размещение нестационарных объектов на придомовой территории, где покупать продукты, когда НТО к которым они привыкли, переедут. Не объясняют предпринимателям, какие возможности существуют по приобретению участков для размещения НТО на аукционах или торговли в стационарных сооружениях. И в целом не коммуницируют с предпринимательским сообществом», – отметил Максим Решетников. И предложил предусмотреть дополнительные места для НТО в общественных пространствах.

Источник: Бизнес-класс