Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

«Меня нарекли разоблачителем всех работодателей». Блогер из Перми снимает сюжеты про обман в кафе и магазинах

Ролики на YouTube-канале Олега Асса «Все работы хороши» собирают до трех миллионов просмотров

Он не раз менял работу, устраиваясь во всё новые и новые крупные организации — но не потому, что его что-то не устраивает, а по сути ради эксперимента. Олег Асса ведет блог «Все работы хороши» и в своих роликах раскрывает секреты, обманы и подводные камни. После того как Олега начали узнавать работодатели, «тайными работниками» в его проекте выступают другие люди. На его YouTube-канале сейчас опубликовано 23 ролика о работе в McDonald’s, «Пятерочке», Delivery Club, «Евросети», «Почте России» и других компаниях. На канал подписаны 913 тысяч человек, а ролики собирают от 1,4 до 3,4 миллиона просмотров по стране.

С 2012 года Олег живет в Москве, но родом блогер из Перми и многим известен по музыкальному проекту «Асса», от которого и взял псевдоним, и работе арт-директором в клубе «Ветер». В Москве в первое время он тоже занимался музыкой.

— Вы начинали музыкантом, почему ушли в съемки видеороликов?

— Наверное, вовремя понял, что у меня лучше получается делать. Вероятно, я не очень хороший музыкант, зато хороший рассказчик. Но я долго ездил по гастролям с Домиником Джокером, с группой «Чиж и компания», с Максом Леонидовым. Но видео стало больше приносить дохода и больше времени отнимать. Сейчас играю очень редко, времени нет вообще ни на что.

— Как появилась идея создания канала «Все работы хороши»?

— Это было очень давно, в 2013 году. У меня был товарищ (он и сейчас есть) рэпер Карандаш — Денис Григорьев. Мы с ним делали программу для сейчас уже закрывшегося телеканала «Россия 2», которая называлась «Спортсмены на диване». Суть была в том, что раз в месяц мы должны были осваивать какие-то виды спорта и выходить на матч с профессионалами. Например, я в пилоте выходил на американский футбол, мне там руку сломали. В итоге всё это никуда не пошло, телеканал успешно закрылся. А я подумал, почему бы не сделать такую же историю про работу. Потому что спорт любят не все, а работать любят все… Это шутка, конечно.

— Почему у канала такое название? Содержание у него прямо противоположное.

— Есть такие стихи у Маяковского «Все работы хороши». Терпеть не могу Маяковского. Но когда я подбирал название, к работам подходило только это. Работы действительно хороши все. Смысл канала: просто выбирайте работу правильно. Нет плохой работы, есть то, что вам не подходит. Но нужно узнать, что это плохо, от другого человека.

— Для ролика про «Спортмастер» вы устраивались в пермский магазин. Какие еще видео были сняты в Перми?

— Я не устраивался. Меня уже очень давно никуда не берут, это все делают специально обученные люди. Пермские или не пермские, я комментировать эту историю, к сожалению, никак не могу. Очень много мест в Перми выдает пермский акцент, и это можно услышать. Догадывайтесь сами (какие ролики сняты в Перми. — Прим. ред.). Их немало, скажу так. Где я работал, могу сказать. Я работал в пермском McDonald’s, это один из первых роликов на канале — полторы или две недели. Мне не надо работать месяц, это пустая трата времени. Всё становится понятно буквально за один день.

В ролике про McDonald’s после небольшого экскурса в историю (он есть во всех выпусках) Олег Асса рассказывает, где лучше подать анкету для устройства на работу (через сайт или лично), о собеседовании (у соискателя спросят, как долго он планирует работать и сколько хочет получать, но на 30 тысяч рублей вы даже не рассчитывайте, максимум — 16 тысяч). Отдельно он отмечает, что гибкого графика, которым заманивают студентов, не будет. Если указать, например, только вечернее время, на работу такого человека вряд ли возьмут. Если вы хотите узнать о всех минусах работы в McDonald’s за три минуты, листайте в конец ролика — там блогер разложит всё по полочкам.

Мы отправляли запрос в 
McDonald’s по поводу этого ролика, но нам не ответили.

— Где вы еще работали?

— На «Почте России», в «Евросети», в «Красном и Белом», в QIWI Банке, в Росгосстрах пытался устроиться. После этого я понял, что меня уже никуда не возьмут.

— Где понравилось меньше всего?

— Мне не нравилась работа в общепите. В принципе она очень тяжелая физически. Нужно постоянно стоять, за тобой постоянно следит менеджер. При этом она низкооплачиваемая. За эти деньги я бы не хотел работать. Да я бы вообще работать не хотел, понимаете? Я очень большой лентяй, я не люблю работать.

— Можете описать процесс подготовки видеоролика?

— Выбираю место, отправляю туда тайного агента. Он отрабатывает какое-то время, достаточное для того, чтобы ответить на составленные мной вопросы. Потом я пишу пост где-нибудь в Instagram или «ВКонтакте» о том, что мне нужна информация об этом месте. Люди, работающие там, присылают мне ее. Бывает, что они скидывают видеоматериалы или фото. Всё это используется в ролике, обрабатывается. Пишу сценарий, потом снимаю стендап (прием, когда человек работает непосредственно в кадре, когда рассказывает что-то. — Прим. ред.), после этого монтирую всё. Потом еду снимать своих друзей-товарищей, которые иногда появляются в роликах (в видео есть вставки с известными блогерами, артистами. — Прим. ред.). Вставляю это — и всё, ролик готов. Занимает всё полтора или два месяца.

— Вы привлекаете тайных агентов, чтобы они устраивались на работу. Это из-за того, что вас стали узнавать? Или, может, вы так освобождаете свое время?

— Сейчас уже хочу, конечно, сэкономить время. Но раньше мне нравилось работать. Это была самая интересная часть, поверьте. Отработать две недели в какой-то компании достаточно весело и прикольно. Но сейчас меня просто никуда не возьмут, мне везде будут отказывать. Наверное, в шашлычную к какому-нибудь Вазгену, у которого нет доступа к общей базе, возьмут. А если канал загнется, мне придется что-то придумывать.

— Тайные агенты  это ваши знакомые или ими могут быть и обычные подписчики?

— Могут быть и подписчики. Они периодически предлагают [свою кандидатуру], мы оплачиваем эту работу. Мне неважно, кто будет работать, если человек сможет предоставить адекватный, интересный, хорошо раскрытый материал. Причем это не обязательно должно быть разоблачение компании, такой цели не ставится. Меня зачем-то нарекли разоблачителем всех работодателей, а это абсолютно не так. Я просто рассказываю про работу. Словам агента должны быть подтверждения. Много информации мне присылают люди, которые там работали, это страхует от дезинформации. Нет цели приукрашивать или сгущать краски. Это небезопасно, меня привлекут, если не будет какого-то аудио- или видеоподтверждения слов.

— В ваших роликах вы снимаетесь в очках и кепке. Почему?

— Мой взгляд может прожечь дыру в камере.

— А если без шуток?

— Это абсолютно серьезно. Сверхспособность такая, понимаете? Пока не разобрался с этой историей, поменял уже семь объективов. Только потом дошло, что происходит. Купил очки, вроде нормально сейчас. А кепка — потому что я стою на зеленом фоне и мне лень клирить (от английского «clear» — очищать. — Прим. ред.) волосы. Либо налысо когда-нибудь побреюсь, но мне не очень идет.

— Как вы выбираете компанию, о которой будет следующий ролик?

— На самом деле — вообще никак не выбираю. Это всё обусловлено тем, куда возьмут тайного агента. Девочки буквально руки выкручивают, просят выпуск про «Л’Этуаль», «Иль де Ботэ» и прочее. А туда почему-то не берут вообще. Девчонки пытались устроиться уже раза четыре в разных городах.

Есть компании, которые интересны мне. Я делаю о них ролики, но, как правило, они набирают меньше просмотров. Мне интересно было делать ролик про аптеки, а он набрал полтора миллиона просмотров. А ролик про «Магнит» — почти три миллиона.

В аптеке блогер столкнулся с рекордно низким окладом за работу в час — 33 рубля, остальное, как говорили на собеседовании, — премия. В ролике Олег Асса рассказывает о планах по продажам, которые ставят фармацевтам, штрафах за одежду, зависший кассовый аппарат. И еще один интересный момент: если фармацевт хочет уйти в отпуск, он должен сам себе найти замену.

Я не беру мелкие компании. Я просто могу их убить. Это не шутка, и это большая ответственность. Не хотелось бы кому-то так портить жизнь. А большая компания переживет, я думаю.

— Реагируют ли как-то на ваши ролики сами компании, их руководство?

— У меня есть менеджер, которому звонят и пишут. «Красное и Белое», по-моему, присылали алкоголь в подарок. «Спортмастер» зачем-то в какую-то перепалку полез. Мне кажется, они уже с интересом смотрят. Скидывали реакцию про «Пятёрочку». Как выяснилось, руководство ожидало более жесткого ролика.

В видео, посвященному «Пятёрочке», много комментариев от людей, которые там работали. Кого-то уволили за то, что он взял больничный в период пандемии, кому-то приходилось работать в свои выходные и вставать засветло, чтобы поменять ценники на огромном количестве товаров. Тайный агент Олега, который устраивался на работу, предоставил видео, где новые коллеги рассказывают о том, что на обеденный перерыв они тратят всего по 15 минут, а паллеты с товаром им приходится разгружать самим, потому что грузчиков нет.

При этом, например, в комментариях под роликом на YouTube или в официальной группе канала во «ВКонтакте» нет комментариев от этой сети магазинов по поводу выпущенного ролика. Зато в социальной сети есть немало ответов от «Пятерочки» на жалобы покупателей или бывших работников. В основном они просят подробнее рассказать о ситуации и обещают помочь решить проблему.

Мы запросили комментарий у сети по поводу ролика блогера. В пресс-службе сообщили, что «Пятёрочка» не проводила масштабных сокращений и увольнений в период пандемии. Они говорят, что, наоборот, поддержали и трудоустроили тех, кто по какой-то причине остался без работы. Среди принятых на работу в тот период были в том числе сотрудники ресторанной и гостиничной сфер. За март и апрель «Пятёрочка» приняла на работу более 33,6 тысячи человек. Это было необходимо, чтобы удовлетворить повышенный спрос со стороны покупателей и поддержать рост бизнеса. Был открыт дополнительный набор администраторов магазина, продавцов-кассиров, операторов склада, водителей электроштабелера и так далее. Кроме того, во время пандемии «Пятёрочка» запустила сервис экспресс-доставки продуктов и вместе с тем появилась новая вакансия — комплектовщик заказов, куда было трудоустроено порядка 700 человек.

Сегодня в «Пятёрочке» работает более 240 тысяч сотрудников. Текучка в апреле-июне в компании снизилась на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Немногочисленные в масштабах компании расторжения трудовых договоров были связаны как с окончанием их срока, желанием самих сотрудников, выходом на пенсию, так и с нарушением трудовой дисциплины, добавили в торговой сети.

— Сейчас вы готовите новое видео?

— Конечно. У меня нон-стоп производство. Я выкладываю ролик и сразу начинаю писать сценарий для следующего. Сейчас заканчиваю сценарий. Для написания стараюсь задавать себе рамки — полторы недели. Там 40–50 страниц текста.

— В одном из последних роликов вы говорили о запуске в Перми кофейни Fa cup. Расскажите об этом.

— Я открываю две маленькие точки «кофе с собой». Они будут сделаны в разных стилях. Будет стоять, к примеру, игровой ретроавтомат с видеоиграми, в которые можно поиграть. Я делаю всё от идеи до, условно говоря, ее воплощения, но за чужие деньги. О нюансах того, как отрыть свою точку, я сниму отдельный выпуск.

Источник: 59.ru