Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

«Бизнес у нас либо быстрый, либо мёртвый»

Новый бизнес-омбудсмен Прикамья Павел Новосёлов — о своих подходах к работе и снижении давления на предпринимателей.

— Павел Юрьевич, вы стали уполномоченным по защите прав предпринимателей в очень непростое для бизнеса время. У вас уже есть программа действий?

— Для себя на ближайшее время я ставлю две основные задачи. Во-первых, нужно максимально помочь малому и среднему бизнесу пережить последствия пандемии, которые будут ещё долго оказывать влияние на жизнь в стране. Прежде всего речь идёт о мерах государственной поддержки, которые ещё можно оказать наиболее нуждающимся отраслям, в первую очередь тем субъектам малого и среднего предпринимательства, деятельность которых всё ещё остаётся под запретом. Также помощь необходима тем, кто воспользовался мерами поддержки, и здесь важно, чтобы эта помощь не превратилась для предпринимателей в камень, который утянет их на дно. Ведь только кредитом на возобновление деятельности в Пермском крае воспользовалось порядка 6 тыс. предпринимателей, было выдано кредитов на общую сумму 9,5 млрд руб. Сроки выполнения условий по ним истекают в следующем году, поэтому ждём волну обращений уже весной. Сейчас получаем обращения от предпринимателей, которые воспользовались кредитом на выплату заработной платы своим сотрудникам, но так и не смогли открыться из-за действующих ограничений, а сроки погашения кредита уже наступили. Ситуация уже обсуждается на уровне федерального бизнес-омбудсмена. Надеемся, что нам удастся донести позицию предпринимателей до органов государственной власти и перенести сроки погашения кредитов.

Вторая задача — это работа над снижением административного давления на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов. Их подходы в вопросах взаимодействия с предпринимателями должны быть изменены с репрессивных на профилактические. Бизнесу нужно объяснять, как надо делать правильно, и только потом наказывать, если правильно не сделали. Абсолютное большинство предпринимателей — добросовестные и порядочные люди, а нарушения связаны скорее с их неосведомлённостью, нежели с желанием преступить закон.

— Это значит, что будете добиваться сокращения числа проверок?

— В какой-то степени да. Но хотел бы всё-таки сказать, что предпринимателю при принятии решения об открытии магазина, кафе или любого другого бизнеса была бы полезна консультация о требованиях, которые необходимо соблюдать. Практика показывает, что сам предприниматель, особенно ведущий небольшой бизнес, не может толком разобраться во всех требованиях. Нельзя быть специалистом одновременно по налоговому, санитарному, инвестиционному и противопожарному законодательству, а ещё уметь вести бизнес, выстроить маркетинг, стратегию развития и продажи. Поэтому контрольно-надзорные органы должны быть для предпринимателей помощниками, а не врагами.

Мне близка немецкая модель, когда перед открытием бизнеса предприниматель уведомляет инспекцию. Сотрудник приходит, осматривает помещение и даёт не общие, а конкретные рекомендации. Например: тут тебе нужно пожарную сигнализацию установить, а здесь два огнетушителя. Или, может быть, в этом помещении вообще не нужно размещать магазин автошин, потому что перекрытия третьего уровня огнестойкости, они могут не выдержать горения резины, и всё здание может сложиться. И если ты хочешь торговать покрышками, тебе нужно совершенно другое помещение искать.

Как любит говорить один мой старший товарищ и учитель, бизнес у нас либо быстрый, либо мёртвый. После принятия решения об открытии и до момента открытия бизнеса время, как правило, начинает работать против предпринимателя. Каждый день простоя генерирует убытки. Поэтому предприниматель пытается максимально ускорить процессы, иногда забывая или игнорируя некоторые важные требования безопасности. Важно, чтобы ещё до принятия решения о том, стоит ли начинать то или иное дело, у него был максимальный объём информации о предстоящих обязательных мероприятиях и тратах. Это позволит избежать необдуманных и фатальных решений.

— Сейчас в Перми идёт судебный процесс вокруг трагедии в мини-гостинице «Карамель». Прокуратура проводила массовые проверки предпринимателей, размещающих свой бизнес на цокольных этажах зданий. По их итогам несколько гостиниц были вынуждены приостановить свою деятельность. Как вы оцениваете последствия для бизнеса?

— Происшествия, во время которых гибнут люди, — это худшее, что может произойти. И государство, конечно, пытается предпринять всё возможное для предотвращения подобных трагедий в будущем. От таких трагедий никто не застрахован, но всегда будут те, кто быстро найдёт виноватого. Не хотел бы ни с кого снимать вину, но не всегда предприниматель располагает всеми знаниями для того, чтобы предотвратить трагедию. И будь возможность вернуть ситуацию назад, конечно, владелец гостиницы предпринял бы всё возможное, чтобы избежать трагических последствий, а может, и вообще отказался бы от идеи открывать там гостиницу. Никто не стремится к тому, чтобы гибли люди. Предпринимателю нужна помощь в решении тех вопросов, которые связаны с безопасностью. И лучшими помощниками в этом могут быть именно сотрудники контрольно-надзорных ведомств. Сейчас люди опасаются обращаться в Роспотребнадзор, МЧС или другой орган за консультацией, если не имеют личных связей. Такого быть не должно.

— В прошлые годы Пермский край считался неблагополучным регионом с точки зрения индекса административного давления. А какой прогноз вы можете сделать на этот год? Как будет выглядеть регион относительно других с учётом того, что Роспотребнадзор сейчас проводит массовые проверки и выписывает штрафы?

— Надеюсь, что относительно др угих регионов Пермский край будет выглядеть неплохо, так как работа по снижению административного давления на бизнес проводится постоянно. Рост числа внеплановых проверок Роспотребнадзора будет компенсироваться сокращением числа плановых проверок по линии других ведомств. Прежде всего это связано с введением федеральным центром моратория на проверки малого и среднего бизнеса. Исклю­чение сделано только для требований санитарно­го законодательства в период пандемии и случаев угрозы жизни и безопасности людей.

Безусловно, требования для бизнеса, которые были введены из-за пандемии коронавируса, нужно соблюдать. Но я не могу принять подход, когда на бизнес перекладываются функции контролирующих органов. Почему, например, водитель автобуса или предприниматель должен нести ответственность за отсутствие маски на пассажире? Если на остановке сели в автобус 10 пассажиров, один из которых без маски, что должен делать водитель или кондуктор? Некоторые говорят, что они не должны ехать. Но другие пассажиры тоже вправе получить услугу. Получается, что контрольно-надзорные органы перекладывают свои полномочия на предпринимателей. Не очень понимаю, как можно решать проблему ковид-диссидентов таким образом.

— Так что же делать предпринимателям?

— Соблюдать требования контрольно-надзорных органов. Не оказывать услугу, если в магазин, кинотеатр или кафе приходит человек без маски или отказывается её надевать. 99% предпринимателей уже следуют этому требованию. Сложнее ситуация в транспорте, но, я думаю, и там она выправляется. Люди становятся всё более осмотрительными в условиях распространения коронавируса. А с нарушителями противоэпидемических требований должны разбираться всё-таки те, кто наделён государственными полномочиями.

У уполномоченного по защите прав предпринимателей есть право участия в проверках. И если предприниматель к нам обращается, то, конечно, стараемся помочь. Прежде всего это имеет смысл в случае затяжного конфликта или избыточных требований со стороны контрольно-надзорных органов. Для судов сотрудники аппарата готовят заключения, мы выступаем в судах на стороне предпринимателя или даже входим в процесс в качестве третьего лица.

— Пермские перевозчики открыто обвиняют городские власти в «зачистке» местного рынка под москвичей. Какой может быть найден компромисс? Как уполномоченный по защите прав предпринимателей принимает участие в его поиске?

— В ситуации кризиса, вызванного пандемией, важно предоставить субъектам малого и среднего бизнеса максимальный доступ к участию в муниципальных и государственных торгах. Это одна из немногих возможностей, которые могли бы позволить остаться на плаву. Если говорить о транспортной сфере, то понятно желание властей видеть новый подвижной состав. Но ни один местный перевозчик не способен обновить парк автобусов так быстро, как это требуется для подготовки к конкурсу. И не совсем понятно, почему с торгов вылетают предприниматели, обновившие подвижной состав в прошлом году. Срок службы автобуса значительно больше, чем 11 месяцев. Обновлять автопарк логично постепенно, в течение нескольких лет. Будем надеяться, что власти города прислушаются к мнению депутатов и оставшихся на рынке местных перевозчиков.

— Всю весну городские власти и представители бизнеса искали компромиссное решение по вопросу размещения киосков на придомовых территориях. Найдено ли оно?

— Ситуация с киосками и павильонами в Перми немного напоминает состояние затишья во время войны. Проблема осталась подвешенной в воздухе из-за повышенного внимания к коронавирусу. Депутаты Законодательного собрания проводят работу, направленную на приведение регионального законодательства в соответствие с позициями высших судов. Думаю, что к Новому году пакет законопроектов будет внесён на рассмотрение в региональный парламент. Сейчас проходят консультации с юристами и предпринимательским сообществом. После того как изменения будут внесены на краевом уровне, произойдёт активизация переговоров на муниципальном. Пока непонятно, как поведёт себя мэрия Перми. Но мы будем максимально участвовать в этом процессе и защищать интересы предпринимателей. При этом, конечно, учитывая, что жители города должны иметь право на комфортную городскую среду. Сейчас, как мне кажется, все устали от войны и готовы к поиску компромисса для выхода из ситуации.

Источник: Новый компаньон