Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Перевозчики массово судятся с властями Пермского края

С начала года нарастает вторая волна исков от предпринимателей, которые добиваются права продолжить работу на пригородных и междугородних автобусных маршрутах.

В январе-феврале в Пермский краевой суд поступило девять исков от перевозчиков, работающих на межмуниципальных автобусных маршрутах. Как выяснил Business Class, они оспаривают положение, закрепленное в документе планирования регулярных перевозок. Согласно ему, с 1 июня 2021 года должен произойти массовый перевод маршрутов на регулируемый тариф.

По факту это дата не просто изменения вида перевозок, а нового этапа транспортной реформы. Предполагается, что с 1 июня действие свидетельств, на основании которых сейчас работают перевозчики, будет прекращено. К этому времени власти намереваются провести конкурсные процедуры, заключить новые контракты. Истцы же добиваются права продолжить работу до окончания действующих свидетельств.

Выиграли сражение, но не войну.

Первый этап перехода на новую транспортную модель на краевом уровне произошел в 2020 году. Сначала планировалось, что он стартует 1 сентября 2020 года. Действующие перевозчики также обращались в суд, и дата в документе планирования была успешно оспорена. Первым был иск ООО «ВТБ-Авто».

Компания указала, что срок установлен в нарушение нормативных правовых актов, которые имеют более значимую юридическую силу. Они предусматривают, что изменение вида перевозок с прежнего «по нерегулируемым тарифам» на вид «по регулируемым тарифам» допускается только после окончания действия свидетельства, если иное не согласовано с перевозчиком. Пермский краевой суд пришел к выводу, что имело место нарушение закона №220 об организации пассажирских перевозок, а также несоблюдение порядка, установленного региональными правовыми актами Пермского края. Это решение устояло в апелляции. В январе 2021 года сторона ответчика подала кассационную жалобу.

К моменту завершения разбирательства в апелляции власти уже установили новый срок перехода на нерегулируемый тариф – 1 декабря 2020 года. Предприниматели опять подали аналогичные иски, оспаривая измененную дату. В рамках нового круга судебных производств они добились принятия обеспечительных мер и смогли продолжить работу на маршрутах.

С 1 декабря прошлого года к работе приступил и краевой перевозчик ПКГУП «Автовокзал», для которого за счет бюджета закупили новые автобусы. Он выиграл шесть пригородных направлений, но из-за обеспечительных мер смог выйти не на все. На этом противостояние с частниками не закончилось.

Заместитель министра транспорта Пермского края Александр Клебанов подписал распоряжение об установлении двух новых маршрутов, которые в значительной части продублировали сразу пять направлений, на которых работают обратившиеся в суд предприниматели. Открытие дополнительных маршрутов они считают незаконным. Из-за возникшего дублирования и снижения пассажиропотока перевозчики терпят убытки. Распоряжение замминистра также оспаривается в арбитраже, решений пока не вынесено.

Новые иски в Пермский краевой суд продолжают линию разбирательств вокруг даты изменения вида перевозок. По аналогии с тем, как была оспорена дата 1 сентября 2020 года (и следом поданы заявления о дате 1 декабря), теперь перевозчики «взялись» за «1 июня 2021 года».

В суд обратились предприниматели: Василий Ефремов (осуществляет перевозки по маршруту №117 «Пермь – Сылва – Геологи»), Валерий Душенькин (№116 «Пермь – Старые Ляды»), Сергей Конин (№442а «Пермь – Мулянка»), Василий Сыресин (№118 «Пермь – Троица»), Максим Старков (№344 «Юг – Пермь»), Евгений Красновский (№121 «Пермь – Старое Лобаново»), Филарит Харасов (№339 «Пермь – курорт Усть-Качка»), Валерий Кожокарь (№109 «Пермь – Култаево»). Еще один заявитель, Виктор Гонцов, работает на трех направлениях, из них два планируется перевести на регулируемый тариф с 1 июня: №175 «Пермь – Полазна» и №530 «Пермь – Добрянка». Маршрута №751 «Пермь – Березники» изменения коснутся позже.

Перевозчики подчеркивают, что они не против транспортной реформы как таковой, а лишь добиваются, чтобы изменения проводились в соответствии с законом. Не отрицают они и необходимость поэтапно обновлять автобусы. «Но невозможно планировать вложения, когда тебе только и говорят: «Работаешь последние несколько месяцев», – отмечает предприниматель Елена Красновская. Срок действия свидетельства по маршруту у перевозчика ИП Красновский истекает только в 2024 году.

В министерстве транспорта Пермского края считают, что нормативная база для реализации новой транспортной модели на межмуниципальных маршрутах сформирована, соответствует действующему законодательству и достаточна для перевода маршрутов на регулируемые тарифы. «В ходе разработки новой транспортной модели проведено обследование пассажирских потоков на межмуниципальных маршрутах в Пермском крае, рассчитано необходимое количество единиц подвижного состава и разработано интервальное расписание по каждому маршруту новой сети. Документ планирования, который является предметом судебных споров, ввели еще в 2018 году – как раз на основе разработанной комплексной схемы организации дорожного движения с актуализацией транспортной модели Пермского края», – отмечают в ведомстве.

Поскольку документ планирования утвержден постановлением правительства Пермского края, оно выступает ответчиком по искам. К некоторым разбирательствам в качестве заинтересованного лица уже привлечено региональное министерство транспорта. Первые заседания назначены на 26 февраля, еще несколько исков начнут рассматривать в марте. Два заявления еще не приняты к производству, еще два – оставлены без движения.

Всего согласно документу планирования с 1 июня 2021 года планируется заключить контракты по 58 маршрутам. С 1 января 2022 года обслуживаться по новым правилам начнут остальные 205 межмуниципальных направлений.

Источник: Бизнес-класс