Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Выживают по капле. За год в Пермском крае аннулировано восемь лицензий на продажу алкоголя

Маленьким магазинам все тяжелее конкурировать с сетевиками, многим проще уйти с рынка.

Спустя два года затишья в 2021 году региональный Минпромторг аннулировал несколько лицензий на продажу алкоголя в Пермском крае, их лишилось восемь компаний. Нарушителям правил торговли спиртным назначено штрафов на 1,8 млн рублей. Проблем с получением лицензии нет, говорят эксперты. Но конкурировать с крупными ритейлерами малым игрокам становится все труднее, сети буквально выжимают их с рынка.

По итогам 2021 года Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края одобрило 976 заявлений на получение лицензии на продажу алкогольной продукции в магазинах и заведениях общепита. Это 90% от числа поданных прошений. По-прежнему наблюдается тенденция к сокращению числа таких заявлений и, соответственно, числа одобренных документов. Если в 2019 году ведомство выдало (а также продлило или переоформило) 1355 лицензий, в 2020-м – 1259 (с учетом автоматически продленных согласно решению правительства), то в 2021-м – только 976.

Но в прошлом году по постановлению правительства РФ организациям общепита лицензии продлили автоматически, для этого предприятиям не пришлось подавать заявление. Это было сделано для поддержки малого бизнеса. Таким образом в прошлом году на территории региона действовали 1164 лицензии, в том числе 693 получили владельцы магазинов, а 471 – кафе и рестораны. Общее число действующих разрешений за год сократилось на 7,6% или на 95 лицензий.

Несмотря на уменьшение числа действующих лицензий, количество объектов, на которое они распространяются, заметно выросло – на 86% по сравнению с 2020 годом. Разрешение на реализацию алкоголя имели 4453 точек: 3827 розничных магазинов и 626 заведений общепита. Данные Business Class предоставили в краевом Минпромторге.

Данные по лицензиям на продажу алкоголя в Пермском крае по итогам 2021 года.


2019 год
2020 год2021 год
Подано заявлений на получение / продление лицензии13385681079
Одобрено заявлений1355545 (1259 с учетом автоматически продленных)976 (1164 с учетом автоматически продленных)
Количество объектов, на которые распространяются одобренные лицензии2700893 (2393 с учетом автоматически продленных)4453

В прошлом году в рамках поддержки малого бизнеса, пострадавшего от ограничений из-за пандемии COVID-19, автоматически пролонгировали лицензии, срок действия которых заканчивался в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года. Касалось это и магазинов, и кафе. В прошлом году Минпромторг выдал 81 новую лицензию, в 2020 году – 61. Остальные прошли переоформление или были продлены.

«Проблем с получением лицензии в Пермском крае нет, – говорит один из поставщиков алкоголя в розничные магазины. – В прошлом году лицензии, вероятно, аннулировали у тех, кто не соблюдал ограничений на торговлю спиртными напитками во время карантина. После неоднократного нарушения лицензия отзывается. Но среди продолжающих работать это «капля в море».

По словам эксперта, сейчас на алкогольном рынке наблюдается глобальная тенденция – вытеснение маленьких игроков сетевыми гигантами. Аналогичный передел идет и в сфере продуктовой торговли. «Небольшие розничные магазины уступают сетевым. Последние могут позволить себе установить более низкую наценку на товар и, соответственно, продавать дешевле. Например, в сетевых магазинах наценка 15%, а отдельные точки ставят ее на уровне 30%. Конечно, покупатели идут за более низкой ценой. В результате продажи в мелких точках падают. «Собственникам невыгодно торговать алкоголем в таких условиях. Тогда они закрывают магазины либо перестают продавать выпивку, – объясняет собеседник. – Сетевики также могут позволить себе не экономить на аренде помещения и предлагают арендодателям за место большую цену, а значит, занимают более выгодную локацию».

Несмотря на давление гигантов, уход в нелегальный сектор тоже не выход. Штрафы слишком большие и несоизмеримы с выручкой небольшого магазина. Кроме того, все алкогольные сети серьезно подходят к контролю ограничения торговли алкоголем, в том числе и в отношении конкурентов. В запрещенные для продажи алкоголя дни сотрудники сами проводят проверки соседних магазинов. Таким образом, помимо контрольных органов рынок сам регулирует торговлю.

Отобрать, оштрафовать.

В 2021 году ведомство зафиксировало сокращение объема наложенных штрафов за нарушение правил торговли алкоголем. К административной ответственности привлечены в общей сложности 254 предпринимателя и организации. Самое частое нарушение – искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (статья 15.13 КоАП РФ). По этой статье оштрафовано 101 лицо.

Кроме того, штрафы налагались за нарушение правил продажи, изготовления и государственного учета в области производства спиртных напитков. Общая сумма взысканных средств – 1,8 млн рублей. Для сравнения: в прошлом году эта сумма составила 2,5 млн рублей.

По итогам прошлого года Минпромторг аннулировал сразу восемь алкогольных лицензий за нарушение закона об обороте спиртной продукции. Среди них два закрывшихся заведения общепита – ресторан «Ерш» и бар «Джеффри». Кроме того, разрешительный документ суд отозвал у ООО «Красное и Черное», ООО «Золотой телец», ООО «БТ Фортуна», ООО «Компания Веста», ООО «Формула Вкуса», ООО «Баршанти».

Ранее в Минпромторге объясняли претензии к компаниям тем, что они не осуществляют продажу алкоголя по адресам, указанным в лицензии. Кроме того, организации ранее привлекались к административной ответственности за нарушение порядка и сроков при декларировании объема розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

По данным картотеки арбитражных дел с начала этого года лицензии на продажу алкоголя отозваны уже у трех компаний – ООО «Артосс», ООО «Тайм», ООО «Еда-Еда». Суд постановил, что компании не осуществляли деятельность по адресу, указанному в лицензии, а также нарушали сроки декларирования продаж алкоголя. В феврале ведомство обратилось в краевой арбитражный суд еще с одним иском об аннулировании лицензии на продажу алкоголя – к ООО «Форест групп». Арбитраж пока не принял его к рассмотрению.

В 2019-2020 годах лицензии в Прикамье не аннулировались. К примеру, в 2018 году Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка принимала такое решение в отношении трех компаний. Причиной послужило выявление в обороте алкогольной продукции с поддельными акцизными марками.

По данным «2ГИС», в Перми насчитывается 856 алкогольных магазинов. Среди крупных сетевых ритейлеров, специализирующихся на продаже алкоголя, представлены «Лион» (219 точек), «Красное & Белое» (185), «Крепость» (59), «Бристоль» (7). Кроме того, спиртные напитки представлены во всех продуктовых сетях, таких как «Магнит», «Пятерочка», «Лента» и другие, а также в розничных продуктовых магазинах. В Перми работают различные винотеки и специализированные винные магазины. Широко развиты сети по продаже разливного пива.

Источник: Бизнес-класс