Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Льготы на всех не делятся

Бизнес просит расширить перечень пострадавших от санкций отраслей.

Правительство Прикамья составило список отраслей, пострадавших от санкций и имеющих право на налоговые льготы. С актуальной редакцией перечня согласны не все предприниматели. Так, представители предприятий общепита и сферы пассажирских перевозок уверены, что пострадали не меньше других, и просят включить их в список. В правительстве Прикамья утверждают, что пока не видят для этого оснований. Краевые власти считают, что сейчас у предпринимателей больше возможностей для развития, чем в период пандемии COVID-19. Эксперты согласны, что список пострадавших отраслей нуждается в расширении, однако это приведет к росту нагрузки на региональный бюджет.

В марте краевые власти начали формировать список отраслей, которые пострадали от санкций, связанных со спецоперацией на Украине. Тогда же заксобрание Пермского края поддержало инициативу правительства о предоставлении льготных ставок по упрощенной системе налого­обложения (УСН) для производителей компьютеров и электронного оборудования, гостиничного бизнеса, туристических агентств, детских лагерей, кинотеатров, организаторов выставок и конференций, IT-компаний (по разработке программного обеспечения и обработке данных). Кроме того, право на льготу получили предприниматели, занимающиеся торговлей автомобилями и их ремонтом, а также розничной и оптовой торговлей непродовольственными товарами.

Предприниматели из этих отраслей, которые платят налог с доходов, могут снизить ставку по УСН с 6 до 1%. Для налогоплательщиков, работающих по схеме «доходы минус расходы», ставка сократится с 15 до 5%.

В апреле депутаты и правительство расширили перечень претендентов на налоговые льготы. Список пополнился производителями продуктов и напитков, полиграфическими предприятиями, СМИ и компаниями по связям с общественностью.

В результате этих мер бюджет Прикамья недополучит 1,7 млрд руб. По словам краевого министра экономического развития Эдуарда Соснина, перечень составляется на основе анализа данных контрольно-кассовой техники и обратной связи с региональными бизнес-объединениями.

Региональные власти не руководствуются отраслевым критерием для предоставления новых мер поддержки, опираясь на опыт периода пандемии. В начале пандемии COVID-19 правительство и заксобрание ввели льготные ставки по УСН (1% по доходам и 5% по схеме «доходы минус расходы») для предприятий, чья деятельность была приостановлена из-за эпидемиологических ограничений.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае Павел Новоселов считает, что в условиях пандемии и связанных с ней ограничений определение пострадавших предприятий по отраслям было более обоснованным, чем в условиях внешних санкций. «Тогда мы могли понять, работа каких предприятий была приостановлена из-за ограничений. Сейчас же выделить конкретные пострадавшие отрасли сложно. Так или иначе, санкции коснулись всех предпринимателей. Невозможно спрогнозировать, какое предприятие завтра может остановить работу из-за прекращения поставок комплектующих. А внутри одной отрасли могут оказаться как предприятия, на которых санкции сказались по минимуму, так и серьезно пострадавшие»,— поясняет уполномоченный. Он считает данный подход несовершенным, но признается, что более адекватных критериев для оценки ущерба, нанесенного санкциями, пока не найдено.

Бизнес-омбудсмен добавил, что содержательно новый список отличается от перечня пострадавших от COVID-19 отраслей. В перечне 2022 года нет представителей общепита, транспортных предприятий, музеев и зоопарков, сфер здравоохранения и образования. По словам господина Новоселова, часть предпринимателей (в том числе перевозчиков, представителей наружной рекламы и общепита) считают себя пострадавшими не только от пандемии, но и от санкций, и недовольны тем, что их не включили в новый перечень.

Ни рыба, ни мясо

После введения первых санкций из-за начала спецоперации на Украине краевые заведения общепита столкнулись с ростом цен на продукты. Об этом неоднократно заявляли как сами рестораторы, так и депутаты заксобрания, предлагавшие включить отрасль в перечень пострадавших. Однако правительство оснований для этого не видит.

Как утверждает Эдуард Соснин, анализ данных контрольно-кассовой техники показывает «устойчивое положение этой сферы». Министр добавляет, что общепит может также воспользоваться иными краевыми или федеральными мерами поддержки. Например, пониженными ставками по УСН: 4% по доходам и 10% при схеме «доходы минус расходы».

Данные Пермьстата демонстрируют, что оборот общепита в регионе за январь — март сократился на 7,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Ресторатор Олег Ощепков (развивает кафе «Маркс», гриль-бары «Вехотка» и «Улитка») отмечает, что пока «тотального снижения экономических показателей» в отрасли не наблюдается. «Но мы не можем жить сегодняшним днем. Думаем на перспективу. Впереди довольно много „белых пятен“. Винные карты на 99% сформированы из напитков из Европы и Нового Света. Сохранятся ли эти поставки и как они будут организованы, мы не знаем. Растут цены на ключевые продукты — мясо и рыбу. Причем на рынке рыбы сейчас нет конкуренции — только мурманский лосось, и больше ничего. Следовательно, производитель может устанавливать любую цену. И таких моментов очень много. Пока мы, как и другие предприниматели, не можем заниматься долгосрочным и средне­срочным планированием, находимся в режиме ожидания»,— добавил господин Ощепков.

Гендиректор ресторанной группы «Фо-Рест» (ресторан Les Marches, ресторанный дом «Дунай», азиатское бистро «Меконг», гриль-таверны «Монтенегро») Вадим Яхнин, напротив, отмечает резкий рост расходов ресторанов и кафе, а также повышение себестоимости блюд. По словам предпринимателя, включение общепита в перечень пострадавших отраслей может помочь сохранить рабочие места. «Цены на продукты растут, зарплату нужно индексировать. При этом каких-либо государственных дотаций и госзаказа мы не получаем. Доходы населения не растут. За счет чего нам сохранять рабочие места? В таких условиях налоговое бремя, конечно, должно быть снижено»,— считает Вадим Яхнин.

Олег Ощепков полагает, что, помимо снижения ставок по УСН, общепиту могли бы помочь и другие меры поддержки со стороны регио­нального правительства. «Например, дотации на покупку оборудования. На сегодняшний день это, пожалуй, одна из ключевых затрат бизнеса. Это инвестиции в повышение качества, и, казалось бы, государство должно стимулировать это направление»,— предлагает ресторатор.

Павел Новоселов не считает, что региональный общепит пострадал от санкций больше, чем другие отрасли. «Если говорить о киоске с шаурмой, то вряд ли он пострадал больше, чем его коллеги по отрасли. Некоторые рестораторы даже выиграют от ухода с рынка крупных конкурентов, таких как „Макдональдс“. А вот рестораны национальной кухни, использовавшие специфические, аутентичные зарубежные продукты (например, из китайской кулинарии), наверняка столкнулись с разрушением логистических цепочек, дефицитом некоторых позиций, пострадали от колебаний валютного курса. Кроме того, выросли цены на продукты. Но в целом я бы не стал говорить, что вся отрасль общепита пострадала больше остальных»,— поясняет уполномоченный по правам предпринимателей в Прикамье. По его словам, «рестораны могут сохранить действующие наценки и нормы прибыли, пересмотрев меню и отказавшись от наиболее подорожавших продуктов». «Сейчас многие рестораторы ищут более дешевые аналоги, подбирают отечественные продукты»,— добавляет господин Новоселов.

«Цены выросли на все, кроме топлива»

С влиянием санкций столкнулись и представители на рынке пассажирских перевозок. «Выросли цены на все расходные материалы, кроме топлива. Причем рост цен на импортные запчасти понятен, это связано с изменениями логистики. Но ведь и шины, масла тоже значительно подорожали»,— отмечает директор пермского филиала транспортной компании «Автомиг» Игорь Сасунов.

С ним согласен депутат Пермской думы, владелец пермской транспортной компании «Дизель» Эдуард Мирзамухаметов: «Запасные части, шины, все масла существенно подорожали». Предприниматель добавил, что рост цен случился после резкого повышения курса доллара к рублю в конце февраля — начале марта этого года. Однако после стабилизации курса цены не снизились.

«Производители шин утверждают, что пользуются компонентами и оборудованием из Германии. Изменились цепочки поставок, выросла стоимость обслуживания используемого оборудования. Кроме того, российским предприятиям приходится вести дела с компаниями из стран, поддерживавших санкции, через посредников. Все это приводит к существенному росту цен»,— поясняет господин Мирзамухаметов. Он добавил, что финансовые проблемы, связанные с последствиями пандемии COVID-19 (тогда из-за локдауна значительно сократился объем перевозок) и спецоперации, не позволяют индексировать зарплату. «Мы постоянно ужимаемся и ищем, на чем еще сэкономить. Сейчас придумки закончились, а денег по-прежнему катастрофически не хватает»,— сетует перевозчик.

Игорь Сасунов подчеркивает, что рост цен — не единственная проблема, с которой столкнулись транспортные пассажирские предприятия. Выросла и ставка по лизингу для ранее приобретенных автобусов. «У меня двести автобусов, и все в лизинге. Это новые, непредвиденные расходы, которые подтверждены документально. Надеюсь на субсидирование со стороны краевого и федерального правительства. Подвижки есть, но насколько все это будет реализовано — пока неясно»,— поделился господин Сасунов.

Эдуард Мирзамухаметов считает, что включение в перечень пострадавших отраслей и льготы по УСН не решат актуальных проблем перевозчиков, но могут помочь предпринимателям претендовать на иные преференции. «Наша компания считается крупным бизнесом, и льготы по УСН нам не помогут. Но важен сам факт признания нашей отрасли пострадавшей. Тем более что в этом списке мы будем заслуженно и сможем обсуждать с властями необходимые меры поддержки»,— рассуждает предприниматель.

По мнению руководителя реготделения «Деловой России» Дмитрия Теплова, городские и краевые власти могли бы поддержать перевозчиков. «Ситуация в отрасли непростая. Покупать новые автобусы сейчас довольно дорого. Тем более что многие компоненты для производства поступали в Россию из других стран. Поэтому непонятно, смогут ли заводы производить автобусы в достаточном объеме. Так что, возможно, как и предлагала краевая торгово-промышленная палата, стоит снизить требования для участия в конкурсах»,— предлагает господин Теплов.

Кризис или возможности?

По мнению экспертов, существующий перечень пострадавших отраслей нуждается в расширении. «Он охватывает все отрасли, испытывающие серьезные проблемы. Сложно назвать предпринимателей, не столкнувшихся сегодня с ростом цен на сырье, комплектующие, ГСМ, с серьезными задержками в поставках, дефицитом и убытками. Давно пора перейти от обсуждений и включить в перечень пострадавших отраслей, например, представителей сферы пассажирских перевозок»,— считает депутат заксобрания и председатель совета реготделения «Справедливой России» Вероника Куликова.

Также она отмечает, что на данный момент нет прозрачных и понятных участникам рынка критериев для включения в перечень. «На мой взгляд, это могут быть важность оказываемых услуг и работ для населения, низкая рентабельность, зависимость от импорта, резкое удорожание используемого сырья и комплектующих»,— предлагает депутат.

Дмитрий Теплов считает, что перечень можно расширить за счет компаний по размещению наружной рекламы и машиностроительных предприятий. «Первые столкнулись с существенным сокращением рынка. Вторые столкнулись с проблемами при доставке иностранных компонентов и вынуждены искать новых поставщиков»,— подчеркнул эксперт. При этом он полагает, что правительство не будет торопиться с включением в перечень новых отраслей, так как это увеличивает выпадающие доходы бюджета.

В правительстве не согласны оценивать ситуацию как кризисную. По словам Эдуарда Соснина, санкции и другие экономические последствия спецоперации на Украине предоставляют бизнесу «новые возможности». «Во время пандемии коронавирусной инфекции мы использовали термин „локдаун“, который говорил о полной блокировке деятельности бизнеса и свободе перемещения для людей. Сейчас никто не блокирует свободу перемещения и действий, по крайней мере в границах России и дружественных нам стран. Более того, мобилизация усилий федерального правительства, региональных органов власти, предприятий показала, что большую часть закупаемых из-за рубежа товаров мы способны заместить собственными силами, что уже и происходит. Именно поэтому многие предприниматели воспринимают сегодняшнюю ситуацию не как кризисную, а оценивают ее как время возможностей»,— поделился министр.

Источник: Коммерсант в Прикамье