Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

За упакуй

Пермский завод соков уходил в простой из-за поставщика украинской упаковки

Пермский производитель напитков «Санфрут» выиграл судебный спор более чем на 100 млн руб. со своим поставщиком упаковки АО «Элопак». В феврале прошлого года «Элопак» отказался поставлять предприятию продукцию, так как упаковочный материал для «Санфрут» компания закупала у украинского завода «Элопак-Фастов», а он на фоне СВО приостановил производство. Из-за отсутствия упаковки «Санфрут» уходил в частичный простой и получил убытки. Суд встал на сторону завода соков, посчитав, что «Элопак» мог предложить заказчику альтернативу. Представители предпринимательского сообщества отмечают, что сразу импортозаместить зарубежную продукцию было сложно, но сейчас этот процесс налаживается.

«Санфрут» выпускает соки, нектары и напитки под марками Dario Wellness, «Красавчик», «Фруктовый остров», GO ON и «Правило вкуса». Выручка за 2022 год — 1,27 млрд руб., чистая прибыль — 52,16 млн руб. В августе прошлого года управляющее предприятием ООО «Санфрут» сменило владельцев: бывшие топ-менеджеры «Минеральных удобрений», в собственности которых завод находился с начала 2000-х годов, продали его зарегистрированному в Москве ООО «Инвестпроект» и гендиректору и единственной владелице этой компании Ксении Галкиной.

С иском к столичному АО «Элопак», которое с 2019 года поставляет предприятию упаковочный материал RollFed, ООО «Санфрут» обратилось в Арбитражный суд города Москвы 24 января 2023 года. Истец потребовал взыскать с «Элопак» 106,8 млн руб. убытков, из которых 6,6 млн руб.— ущерб, 18,8 млн руб.— разница в цене приобретенного товара взамен не поставленного ответчиком, 81,4 млн руб.— упущенная выгода.

Как следует из материалов дела, в прошлом году «Санфрут» оформил два заказа на поставку упаковочного материала RollFed в количестве 528 999 штук. АО «Элопак» подтвердило заявку с указанием ближайшей датой отгрузки 25 февраля, однако 28 февраля сообщило истцу о приостановлении своих обязательств по поставке продукции. Почти месяц спустя, 25 марта, поставщик направил «Санфрут» уведомление о форс-мажоре. В нем он пояснил, что ЧАО «Элопак-Фастов» (Фастов, Украина), у которого компания «Элопак» закупала упаковочный материал RollFed, 28 февраля 2022 года приостановило деятельность в связи со специальной военной операцией РФ на Украине. Другим производителем RollFed является компания Elopak ASA (Орхус, Дания), но производственные мощности этого предприятия на тот момент были полностью загружены и оно не принимало новые заказы. В АО «Элопак» отметили, что ЧАО «Элопак-Фастов» и Elopak ASA — единственные производители упаковочного материала RollFed, необходимого для надлежащего исполнения заключенного с «Санфрут» договора. Так как закупать этот материал поставщик больше не мог, то в одностороннем порядке отказался от исполнения договора поставки.

В «Санфрут» заявили, что из-за отказа АО «Элопак» от поставки упаковки предприятие было вынуждено частично приостановить производство. Простой продолжался с марта по август 2022 года. В связи с этим истец предъявил требование о взыскании с ответчика понесенного им реального ущерба в размере 6,6 млн руб., который сложился из оплаты труда персонала, находившегося в простое (5 млн руб.), и оплаты коммунальных платежей, необходимых для поддержания оборудования и помещений в рабочем состоянии (1,6 млн руб.). Упущенная выгода в размере 81,4 млн руб.— это не полученная «Санфрут» прибыль от продажи товара в период простоя. Для того чтобы возобновить производство в полном объеме, компании пришлось заключить договор на поставку упаковки с новым поставщиком — ООО «Стерэкс Пак» (Республика Башкортостан). Аналогичный RollFed упаковочный материал и аппликаторная лента, закупленные у «Стерэкс Пак» в марте — августе 2022 года, обошлись «Санфрут» в 47,7 млн руб., тогда как, приобретая материал у АО «Элопак», компания потратила бы за этот период 28,9 млн руб. Разницу стоимости в 18,8 млн руб. «Санфрут» тоже решил завить ко взысканию.

Выслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявление «Санфрут» о возмещении убытков с АО «Элопак» обоснованно, так как поставщик не исполнил надлежащим образом свои обязательства по поставке товара. Ссылку ответчика на форс-мажор суд счел необоснованной, поскольку действие чрезвычайных обстоятельств распространяется только на завод «Элопак-Фастов». По мнению суда, ответчиком не доказано, что согласно условиям договора он обязан был поставлять упаковку RollFed, произведенную исключительно на заводах группы компаний «Элопак». Представленные АО «Элопак» доказательства отсутствия альтернативных заводов-изготовителей в виде писем компаний Elopak Denmark A/S и Elopal ASA, а также Регламента Совета ЕС суд счел недостаточными.

Вместе с тем суд посчитал необоснованным требование ООО «Санфрут» о взыскании с «Элопак» расходов на коммунальные платежи, так как истец не приостанавливал деятельность полностью, а какой объем энергоресурсов был нужен для поддержания в рабочем состоянии оборудования, находившегося в простое, не обосновал. В ходе рассмотрения дела также было представлено заключение специалиста ООО «АльфаПро», согласно которому размер упущенной «Санфрут» выгоды составил не 81,4 млн руб., а 79,2 млн руб. В результате суд решил удовлетворить требования ООО «Санфрут» частично и взыскать с АО «Элопак» в пользу компании не 106,8 млн руб., как просил истец, а 103 млн руб.

Председатель Пермского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Теплов отмечает, что из-за границы, в том числе с Украины, ввозилось много материалов, используемых российскими компаниями в производстве, и найти им замену оперативно было сложно. Он считает, что ситуация с невозможностью купить упаковку у приостановившего производство украинского завода «Элопак-Фастов» выглядит форс-мажорной. «Но раз суд ее такой не счел и посчитал, что можно было найти альтернативу, значит, наверное, так и есть. В принципе, внутри России сейчас производится почти все необходимое. Но после прекращения поставок зарубежной продукции эти предприятия оказались завалены заказами и не справлялись с объемом работы. Сейчас ситуация уже, конечно, меняется. Российские производители комплектующих и материалов выходят на необходимые объемы, и предприятия все больше и больше локализуют производства»,— говорит господин Теплов.

Источник: Коммерсант в Прикамье