Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Переход на малые размеры. Как покупка «Монетки» «Лентой» изменит продовольственный рынок

Розничная сеть «Лента» официально объявила о приобретении сети дискаунтеров «Монетка». Сделка увеличит долю петербургского ритейлера на пермском рынке товаров повседневного спроса более, чем до 10%.

Розничная сеть «Лента» официально объявила о приобретении уральской сети дискаунтеров «Монетка». В периметр сделки вошли больше 2,1 тыс. магазинов, пять распределительных центров общей площадью 116 тыс. кв. метров (один из них площадью более 14,2 тыс. кв. метров расположен в пригороде Перми), а также более 560 автомобилей. Общая торговая площадь приобретаемых активов составила 606 тыс. кв. метров. Сделка позволит существенно усилить позиции «Ленты» на Урале и в Западной Сибири.

Для совершения сделки использовались собственные средства компании и заемное финансирование. Стоимость приобретенных активов не уточняется. Компания приобрела 99,999% долей в уставном капитале «РМ-групп» через свою основную операционную компанию «Лента», дополнили в пресс-службе.

В «Ленте» заявили, что сделка отвечает целям компании по увеличению выручки с помощью формата «магазин у дома». После поглощения торговая площадь магазинов малых форматов «Ленты» увеличится в 2,4 раза, достигнув 902 тыс. кв. метров.

Прогнозируется, что выручка петербургского ритейлера с приобретением «Монетки» вырастет более чем на 30%. Также сделка позволит существенно увеличить долю «Ленты» на российском рынке. При этом в Пермском крае доля компании превысит 10%, отметили в пресс-службе.

По итогам 2021 года лидером по объемам реализованной продукции на рынке FMCG в Пермском крае была торговая сеть «Пятерочка» – 15,1%. За ней следовала торговая сеть «Магнит» – 13,6%; «Монетка» – 5,5%; «Красное&Белое» – 5,07%. Остальные игроки занимали менее 5% на рынке в Прикамье. «Лента» нарастила присутствие в регионе с 1,2% в 2020 году до 1,5% в 2021-м, а с покупкой «Семьи» доля на региональном FMCG-рынке у петербургской компании возросла до 7%, следовало из отчета регионального УФАС. Актуальных данных за 2022 год в ведомстве по запросу «bc» предоставить не смогли.

Согласно данным сервиса «2ГИС», в Перми представлено семь гипермаркетов под брендом «Лента». Количество магазинов «Монетка» в краевой столице составляет 145 точек.

Количество магазинов ключевых конкурентов «Ленты» в Перми – магазинов сети «Магнит» и сети группы X5 Retail Group (управляет магазинами под брендом «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик») суммарно достигает 815 точек, из которых 410 магазинов работают под брендом «Магнит», 345 – «Пятерочка», 9 – «Перекресток» и 51 дискаунтер «Чижик», следует из данных картографического сервиса 2ГИС.

Приобретение сети магазинов у дома «Монетка» – важный стратегический шаг на пути к лидерству «Ленты» в одном из наиболее динамично развивающихся сегментов российского продуктового ритейла, заявил «bc» председатель Совета директоров «Ленты» Алексей Мордашов. По его словам, поглощение уральских дискаунтеров «придаст новый импульс развитию «Ленты», усиливая наши позиции в регионах и увеличивая рыночную долю на российском рынке продуктовой розницы».

Акции «Ленты» на бирже после объявления о приобретении сети продуктовых магазинов «Монетка» 17 октября подорожали на 3,6% – до 777 рублей – по сравнению с ценой на момент закрытия основных торгов 16 октября, следует из данных Московской биржи.

На рынке fast-moving consumer goods (FMCG, товаров повседневного спроса – «bc») появится новый крупный игрок с развитой мультиформатной сетью, отмечает в разговоре с «bc» совладелец аналитического агентства M.A.Research Анна Синявская. По ее словам, появление крупных игроков ведет к ужесточению конкуренции на рынке FMCG.

Эксперт поясняет, что от поглощения сети уральских дискаунтеров петербургской «Лентой» ассортимент магазинов не сократится, но поменяется. Г-жа Синявская уточняет, что у «Ленты» есть свой портфель СТМ (система торговых марок, бренд-стратегия компании – «bc»), который различается с СТМ сети уральских магазинов. «Либо СТМ «Монетки» будут интегрированы в портфель «Ленты», либо останутся только частные марки петербургского ритейлера», – размышляет Анна Синявская.

По оценкам эксперта M.A.Research, доля СТМ в «Монетке» была высокой, поэтому покупатели привыкли к этим маркам. Новым владельцам необходимо учесть это при формировании нового ассортимента, конкретизирует г-жа Синявская.

Эксперт прогнозирует увеличение доли пятерки лидеров продовольственных сетей до 40-41% оборота продовольственной розницы. Рынок продолжит укрупняться и консолидироваться, предполагает сооснователь M.A.Research.

Согласно публичной отчетности «Ленты» за II квартал и первое полугодие 2023 года, выручка малых форматов компании сократилась на 5,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года – с 46,2 млрд рублей до 43,7 млрд рублей в первом полугодии текущего года.

Выручка «Монетки» за 2022 год составила 177,8 млрд рублей, следует из публичной отчетности компании. Темп прироста выручки торговой сети в 2022 году составил 29%.

Тренд на консолидацию на рынке продовольственного ритейла крупными игроками подтверждает «bc» аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова. За последние 12 месяцев самым активным игроком, расширяющимся за счет приобретения региональных сетей, была X5 Group, управляющая сетями «Пятерочка» и «Перекресток», поясняет эксперт «Финам». Анна Буйлакова полагает, что тенденция на развитие крупнейших игроков продолжится не только за счет открытия собственных новых магазинов, но и за счет приобретения устоявшихся региональных сетей, а также сервисов, дополняющих бизнес традиционной розницы.

Таким примером является приобретение «Магнитом» маркетплейса KazanExpress, утверждает г-жа Буйлакова.

Ранее федеральные СМИ со ссылкой на представителей торговой сети «Магнит» и площадки AliExpress сообщали, что «Магнит» купит маркетплейс KazanExpress и на его базе запустит собственный под новым брендом «Магнит маркет». Сумма сделки не раскрывается.

Источник: Бизнес-класс