Развитие малого и среднего бизнеса является одной из перспективных точек роста российской экономики. В то же время это один из наиболее уязвимых сегментов предпринимательства – на МСП в большей степени влияют внешние условия. На круглом столе «Ъ-Прикамье» предприниматели и эксперты обсудили актуальные проблемы, тренды и возможности для развития малого и среднего бизнеса.
По словам председателя пермского отделения «Деловой России» Дмитрия Теплова, в связи с высокой ключевой ставкой ЦБ кредиты на развитие бизнеса для предпринимателей оказались недоступны. Ставка льготного кредитования растет даже для небольших, высокотехнологичных компаний, которые ранее могли получить финансирование под 3%. Также «сворачивается поддержка экспорта». «В то же время покупательская способность населения пока сохраняется. Понятно, что зарплаты выросли за последнее время. Но инфляция их уже догоняет», – отметил Дмитрий Теплов.
Эксперт добавил, что в таких условиях малому и среднему бизнесу все же стоит помимо российского рынка рассмотреть возможность выхода в страны БРИКС. «Эти страны довольно лояльно к нам относятся. И возможно, стоит развивать экспорт туда, а также в страны Азии и Африки. Так можно в какой-то степени страховать свои риски», – считает руководитель реготделения «Деловой России».
Гендиректор АО «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства Пермского края» Дмитрий Порохин заявил, что, несмотря на сложные экономические условия, пока в регионе остаются возможности получить финансирование на развитие малого и среднего бизнеса по льготной ставке. По словам гендиректора корпорации, для пермского бизнеса, занимающегося производством товаров для нужд СВО, доступен льготный заем по ставке 1%. Предприниматель может получить от 100 тыс. до 5 млн руб. на срок до трех лет. Эти условия доступны и для демобилизованных участников СВО, решивших начать или развивать собственный бизнес.
Для начинающих предпринимателей (со стажем до двух лет), а также для малого и среднего бизнеса в сфере обрабатывающего производства, туризма, гостиничного бизнеса, сельского хозяйства действуют займы под 3% сроком до трех лет. Начинающие предприниматели могут рассчитывать на суммы от 100 тыс. до 1 млн руб., для субъектов МСП приоритетных отраслей региональной промышленности установлена верхняя граница в 5 млн руб.
Малый и средний бизнес в сферах обрабатывающего производства, гостиничного бизнеса или туризма может также претендовать на инвестиционный заем от 5 млн до 15 млн руб. по ставке 5% годовых на срок до пяти лет. Данный заем выдается исключительно на обновление оборудования и под залог недвижимости. Кроме того, субъекты МСП в сфере обрабатывающего производства могут претендовать на льготный лизинг оборудования и спецтехники.
Самое универсальное предложение для всех категорий МСП – заем по ставке 15% на сумму от 100 тыс. до 5 млн руб. и срок до трех лет. Дмитрий Порохин отметил, что этим предложением можно воспользоваться и для реструктуризации действующих кредитов.
Заместитель регионального директора ООО «Каркаде» по региону Урал Виктория Тоневицкая рассказала представителями МСП о таком инструменте финансирования, как лизинг. По ее словам, предложениями компании за неполный текущий год в основном пользовались транспортные (22%) и торговые (20%) компании, предприятия сферы услуг (20%), такси (10%) и строительства (7%).
Замдиректора ООО «Каркаде» подчеркнула, что, несмотря на непростые экономические условия, потребность в обновлении технического парка предприятий сохраняется. Так, за девять месяцев с начала года в Пермском крае в сравнении с аналогичным периодом прошлого года продажи спецтехники выросли на 48%, легкового и легкого коммерческого транспорта – на 42%, грузового транспорта – на 10%. В основном приобретаются автомобили и техника китайского производства.
По словам Виктории Тоневицкой, лизинг может стать подходящим инструментом для обновления автопарка субъектов МСП. Компания предоставляет лизинг на срок от 6 до 84 месяцев. Первый платеж – от 5%, выкупной – от 30%. «Кроме того, мы являемся участником программы поддержки МСП. И льготное финансирование от Минпромторга РФ, учитывая актуальную ключевую ставку, – является одним из ключевых инструментов для развития бизнеса», – рассказала заместитель регионального директора ООО «Каркаде» по региону Урал.
Советник гендиректора ООО «Тенториум» Марат Хисматуллин указал еще на одну актуальную для малого и среднего предпринимательства проблему – дефицит кадров: «На одно место приходится три резюме специалистов в отрасли пищевой промышленности». Чтобы привлечь и удержать сотрудников, предприятие предлагает социальный пакет: транспорт до работы, бесплатные обеды.
Создатель бренда уличной одежды «Molotov» Иван Ермолин поделился опытом продвижения бренда не только на территории России, но и за ее пределами. Эксперт рассказал, как ему удалось вывести российский бренд молодежной одежды «Molotov» на международный уровень за счет коллабораций с известными стрит-арт-художниками и киберспортсменами.
Руководитель региона по развитию корпоративного бизнеса мобильного оператора Т2 Юлия Воронова рассказала предпринимателям о диджитал-инструментах, которые можно использовать для развития бизнеса.
Так, для поиска сотрудников можно использовать таргетированные SMS-рассылки по аудитории, подходящей под параметры, которые интересуют работодателя. «Один из примеров использования: производственная компания в Индустриальном районе Перми искала линейный персонал среди мужчин в возрасте от 18 до 54 лет с доходом ниже среднего. Потенциальной аудитории было отправлено 5 тыс. СМС, на них откликнулись 270 человек. В итоге задача была выполнена – закрыты две вакансии», – поделилась Юлия Воронова. Аналогичные инструменты, по ее словам, можно использовать не только для поиска сотрудников, но и для привлечения потенциальных клиентов.
Кроме того, Т2 предлагает услуги по бизнес-аналитике на основе обезличенных массивов больших данных. Big data позволяет анализировать множество параметров целевой аудитории: место жительства и работы, пользовательские предпочтения, покупательскую активность и прочее», – отмечает Юлия Воронова. Так, по ее словам, с помощью обезличенного анализа данных удалось проанализировать аудиторию одного из ГЛК Пермского края, привлечь новую аудиторию и в результате увеличить продажи ски-пассов в сезоне.
На круглом столе была также затронута актуальная для предпринимателей тема изменения налогового законодательства. Об изменениях, касающихся налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость и УСН, рассказала замруководителя управления ФНС России по Пермскому краю Любовь Батуева.
Подводя итоги круглого стола, его модератор, руководитель департамента экономики и финансов НИУ ВШЭ – Пермь Татьяна Букина отметила, что дальнейшее развитие МСП зависит от макроэкономической ситуации в стране – монетарной политики, ключевой ставки ЦБ (в 2025 году ожидается на уровне 20–22%), налоговой политики. Вместе с тем выход в другие регионы и страны продолжает оставаться эффективной стратегией для малого и среднего бизнеса. «Успешные кейсы, представленные на круглом столе, демонстрируют, что это возможно», – подчеркнула Татьяна Букина.
Источник: Ъ-Прикамье