Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Почему фудтех в Перми пробуксовывает при видимой эффективности

Робот-буфетчица Дуняша из Перми обогнала Филиппа Киркорова в рейтинге медиаперсон Петербургского экономического форума. Она принимала заказы, продавала кофе и мороженое, общалась с посетителями. Созданная по подобию эффектной блондинки, она не осталась без внимания: с ней фотографировались и пытались потрогать. 

Уже несколько лет пермские инженеры стараются «двигать» фудтех. За последние два года было заявлено несколько проектов в сфере общепита, где работают роботы. Алексей Ковыев объявил о создании роботизированного киоска-пиццерии, студент политеха Антон Свитек разработал робота-блинопека, прошлым летом в парке им. Горького мороженое и сладкую вату продавала робот Кики, теперь ее сменила Дуняша. Но при видимой эффективности пермский фудтех «пробуксовывает» и вот почему. 

«Человеку нужен человек»

Роботизированные рестораны — это история скорее про фан и промо, чем про доход. Кибер-рестораны «встают» на поток, там, где большая проходимость людей. Горожане воспринимают их скорее как аттракцион, чем, например, кафе, куда можно ежедневно заходить за кофе по дороге на работу.  

«Пока общество не готово взаимодействовать, у людей пока нет доверия к роботам», — говорит программный директор «Точки кипения Пермь» Наталия Зинеман и приводит в пример проект робота-тренера «Добрыня». Весной его установили в спортивном секторе на городской набережной. Это интерактивный помощник, который дает рекомендации по тренировкам и объясняет, как заниматься на тренажерах. Создатели робота, команда из Политеха, являются резидентами пермской «Точки кипения». 

«Дети готовы с ним общаться, а взрослые — нет, они предпочтут настоящего тренера, «человеку нужен человек». Но сменится одно поколение и для нового поколения общение с роботами уже может стать нормой», — говорит  Наталия Зинеман. 

Труд людей стоит дешевле, чем создание роботов. Например, создание подобного «Дуняше» робота может обойтись в $10-15 млн. Проект будет окупаться долго. «Весь вопрос в окупаемости и экономической целесообразности. Если удастся масштабировать <фудтех-роботов> и найти нишу, то эти проекты будут зарабатывать. Но пока все идет в формате эксперимента. Здорово, такие проекты у нас есть, без них не будет прорыва. Человекоподобных роботов создавать крайне сложно и здорово, что Promobot это делает», — говорит со-основатель интернет-агентства «Амадо», со-организатор хакатона «Пермская сборка» Алексей Богдановский.

Человек лучше справляется. Пока 

Роботы пока «не дотягивают» до навыков людей. «Допустим, робот умеет делать что-то, что делает человек. Но человек не сравнится с роботом: он лучше принимает решения, общается, выполняет задачи, он более «многофункциональный»», — говорит  игровой продюсер «Танки онлайн», «Синкарио», инвестор Miro, организатор «Точки сборки» Антон Волков.

Робо-хайп пока остается хайпом, поскольку роботы — это все еще очень изолированные системы. «Например, человек поднимет груз по лестнице без проблем, даже если там будут какие-то препятствия и что-то пойдет не так. А роботам-доставщикам, даже из Boston Dynamics, сложнее с этим справится, для них препятствия — это проблема. Поэтому правильнее инвестировать в промышленную роботизацию, где от систем требуются одни и те же запрограммированные действия», — говорит Антон Волков.

Сегодняшние фудтех-проекты проложат дорогу будущим более инновационным и совершенным системам. «Со временем технология оттачивается и модули, которые есть в нынешних роботах, механика, искусственный интеллект, —  будут использованы для создания других моделей», — считает Наталия Зинеман.

Источник: Текст

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий